С 28 февраля 2014 года нерегулируемые пешеходные переходы на многополосных дорогах объявлены вне закона. Впрочем, не везде – а только там, где в рабочее время движется более 1000 автомобилей в час, а пешеходы появляются редко (не более 150 человек в час). Их оснастят светофорами со специальной кнопкой для пешехода…
«Не переходите проспект – это опасно для жизни!»
Кнопка для пешехода появится на дорогах, где полос две или больше. «Средствам передвижения» светофор с кнопкой будет показывать зеленый свет до тех пор, пока кнопку не нажмет пешеход. Нажав на кнопку, людям придется ждать, пока светофор покажет машинам красный сигнал.
На магистралях борются с пробками и любой ценой экономят время водителя – несмотря на то, что рядом с пяти- и шестиполосными трассами живут люди. А им, как ни странно, иногда нужно перейти дорогу. Чтобы сделать это, приходится рисковать жизнью. Вспоминается курьезный случай в Санкт-Петербурге: в 2013 году участники движения SPB.AUTO проводили акцию на опасном переходе у дома №1А по Лесному проспекту. Для петербургских водителей нерегулируемая «зебра» на Лесном – ценный шанс сэкономить время. Вырвавшись из пробки на Литейном мосту, автомобили на скорости выезжают на проспект и летят по переходу, не оборудованному светофором. Перед акцией администрация района предупредила активистов: ни в коем случае не переходите эту дорогу – вашу безопасность никто не гарантирует!
Взгляд водителя: улицы полны неожиданностей
Аварийность на дорогах, в первую очередь, связана с нарушениями автомобилистов на «зебре». Исследование, проведенное Госавтоинспекцией и экспертным центром «Движение без опасности», показало: водители очень часто не успевают вовремя заметить пешехода на проезжей части. В таких ситуациях побывали более 60% российских автомобилистов. 59% участников исследования хотя бы раз в жизни прибегали к экстренному торможению вблизи «зебры». 25% водителей делают это регулярно.
На нерегулируемых переходах Правила дорожного движения предоставляют и водителю, и пешеходу полную свободу действий. Автомобиль должен или остановиться, или снизить скорость. На каком расстоянии от зебры нужно нажать на тормоза, правила не уточняют. Водитель принимает решение сам – ориентируясь на собственный глазомер. В аналогичной ситуации оказывается и пешеход: он должен оценить расстояние до автомашины и скорость, с которой она движется. На основании этих «данных» нужно сделать вывод, переходить дорогу или нет.
79 километров в час несовместимы с жизнью.. пешехода
«У нас в Москве каждый второй водитель считает, что если едущий впереди автомобиль начал тормозить перед «зеброй», надо его побыстрее обогнать через соседний ряд», – делится посетитель на одном из интернет-форумов. – «Надо либо строить подземные переходы, либо устанавливать светофоры. Особенно опасны многополосные дороги. Когда один ряд останавливается, пропуская пешехода, тот уверенно шагает вперёд, попадая под колёса автомашины, двигающейся по соседнему ряду». Кстати, обгонять вежливого водителя в крайнем ряду Правила дорожного движения пока что не запрещают. Проект поправок в ПДД, обязывающий автомобилистов в соседних рядах останавливаться вместе со своим ответственным коллегой, до 4 марта находится на общественном обсуждении.
А вот поправки, разрешившие водителю превышать скорость на 19 километров в час, вступили в силу еще 1 сентября 2013 года. Обоснование весьма простое: «дополнительный разгон» меньше, чем на 20 километров в час, «не замечают» камеры видеофиксации. Правда, некоторые эксперты считают такое объяснение ложью – и сообщают, что некоторые модели камер прекрасно способны увидеть и менее значительное превышение скорости. Как бы то ни было, шансы пешехода выжить после ДТП зависят от скорости, с которой на него наехал автомобиль. При максимально разрешенных 60 километрах в час выживет лишь 1 сбитый пешеход из 5. А при «допустимых» с 1 сентября 2013 года 79-80 километрах в час… комментарии, как говорится, излишни.
За вежливость - по бамперу
В опасности на российских дорогах находятся не только пешеходы, но и вежливые водители. Пропустив маму с коляской на нерегулируемой зебре, можно и получить по бамперу от нетерпеливого автомобилиста сзади. Москвичи, живущие на Ленинском проспекте (где не оборудована светофорами далеко не одна «зебра»), находятся в постоянном страхе: ДТП здесь происходят регулярно. Подавляющее большинство аварий – двух типов. На нерегулируемых переходах на Ленинском либо сбивают пешеходов, либо «догоняют» тех, кто пешеходов пропустил. «Примерно раз в неделю обязательно кого-нибудь сбивают» – констатируют в Сети жители столицы…
О незрячих пешеходах и не всегда зрячих водителях
Нерегулируемая «зебра» опасна и для пешехода со 100%-ным зрением. Для многих водителей главное – сэкономить время, и в спешке они не смотрят на дорогу. А как попасть на другую сторону улицы тем, кто может только слышать шум автомобилей – но не видит сами машины? Ведь светофора со звуковым сигналом – спасения для незрячего пешехода – на нерегулируемом переходе нет. А поднятую белую трость многие водители попросту игнорируют...
В 2012 году во Владивостоке незрячих пешеходы и сотрудники ГИБДД провели акцию: целый день ходили по оживлённым участкам города, остановкам общественного транспорта, проблемным перекрёсткам и вручали людям памятки о том, как правильно помочь инвалиду по зрению. В 2013 году жителей Владивостока поддержал город Находка. К полицейским и незрячим пешеходам присоединились школьники - юные инспекторы дорожного движения. Акцию назвали «Откройте зрячие глаза!».
В Москве же главная ценность – экономия времени… Вероятно, поэтому на светофорах пешеходов заставляют ждать зеленого сигнала по 2-3 минуты.
Великобритания – родина зебр
В некоторых англоязычных странах на нерегулируемых «зебрах» работают так называемые «хранители переходов». В дневное время на переходы приходят добровольцы и сотрудники городских служб. Они надевают желтые светоотражающие жилеты и… начинают работать регулировщиками. Автомобили, не желающие сбавить скорость перед переходом, «хранители переходов» останавливают специальным жезлом. Кстати, родина «зебры» - город Слоу в Великобритании. Именно здесь 31 октября 1951 года впервые в мире появился «полосатый» переход. До этого вместо «зебр» на асфальте были металлические кружки – но водителям было очень трудно увидеть их. А белые и черные полосы оказались видны за сто метров – в середине двадцатого столетия это стало гарантией безопасности. В сегодняшнем ритме жизни 100 метров – мало.
Над «зеброй» работали даже ученые. Они смогли обнаружить: человек воспринимает чередование белых и черных полос как тревожный знак, сигнал об опасности. Поэтому перед «зеброй» и у водителя, и у пешехода невольно обостряется внимание.
Безопасность на «зебре» стала мифом
Увы, многие представления двадцатого столетия о дорожном движении перечеркнул стремительный двадцать первый век. Вы переходите дорогу по всем правилам на зеленый сигнал светофора? Это еще не значит, что вас не собьют. Водитель остановится, если увидит вас на «зебре» - или переходите ее на зеленый свет? Все зависит от воспитания водителя: многие считают себя вправе «завершить манёвр» и пролететь по переходу через несколько секунд после того, как зажжется красный сигнал для автомобилей, а пешеходы уже начали переходить дорогу.
Сегодня «зебра» больше не гарант безопасности. А лишь территория, на которой каждую минуту рискуют жизнью. Несмотря на то, что установить светофор на переходе – просто и недорого. Во всяком случае, проще и дешевле, чем ежедневно разбираться с авариями – и ежедневно спасать людей, которых от попадания под колеса не защищает даже соблюдение Правил дорожного движения.