Несмотря на разгорающийся конфликт между Россией и Турцией, ситуация на фронтах большой региональной войны, охватившей Ближний Восток, развивается своим чередом. Сирийская армия вместе с союзниками продолжает наступления в самых разных районах страны.
Исламисты отступают
Основное продвижение сил Башара Асада в эти дни идёт на двух направлениях. В первую очередь это провинция Алеппо. Здесь продолжается наступление от разблокированной авиабазы Квейрис. Сначала вокруг неё была создана солидная зона безопасности, а затем бригада «Тигров» под руководством полковника Хассана вместе с переброшенными свежими частями стала продвигаться вдоль шоссе «Алеппо – Ракка» и в стороны от него. А вот в район ТЭС «Алеппо» продвижение минимально – говорят, «даишевцы» заминировали станцию и в случае приближения к ней войск обещают взорвать. Сейчас электроэнергия с неё по договорённости поступает в город. Такие вот особенности этой войны.
После паузы и даже некоторого отката продолжилось наступление на южном направлении от Алеппо, в районе стратегической трассы М5 «Алеппо – Хама – Хомс – Дамаск». На этом направлении воюет 4-я механизированная дивизия Сирии, которой командует брат Башара Асада. Эти силы действуют вместе с ливанской, сирийской и иракской «Хезболлой». Их поддерживает большое количество иракских, пакистанских и афганских шиитских подразделений, усиленных иранскими подразделениями КСИР, которых уже окрестили «паломниками по святыням Сирии».
Тут удалось совершить значительный рывок, освободив сразу несколько населённых пунктов. В данный момент бои идут у самой трассы в населённом пункте Зерба. А группировка террористов «ан-Нусры» в районе городка Хан-Туман и посёлка Карасси и вовсе оказалась в «мешке». Ожидается, что наступление будет продолжено как на юг, так и на запад и далее на блокированные шиитские анклавы Фоа и Кафр-Хая. Это позволит отрезать значительную часть идлибской группировки «зелёных» от границы и усилить армию тысячами опытных и мотивированных окруженцев-шиитов. Также успешно продвигаются части и в самом Алеппо – только на днях были зачищены два района.
Большое продвижение идёт и в горах на севере и северо-востоке провинции Латакия. Войска за последнее время освободили более 300 кв. км территории. Там продолжается обход группировки противника вокруг городка Сальма, которую взять пока так и не удалось. «Отжимают» бандформирования и от границы с Турцией в районе, где был сбит наш самолёт.
Армия России за работой
Разумеется, всё это было бы невозможно без плотной работы наших ВКС, в настоящий момент выполняющих от 70 до 100 самолётовылетов в сутки. Только за три дня средние бомбардировщики Ту‑22М3 совершили более 60 вылетов в Сирию, а общее число сброшенных бомб превысило 2 тысячи.
Кроме того, 8 декабря был впервые совершён залповый пуск крылатых ракет (КР) подводного базирования «Калибр» 3М14 по целям в Ракке. Его осуществила неатомная субмарина «Ростов-на-Дону», выпустив из торпедных аппаратов за несколько секунд 4 крылатые ракеты. Всем стало ясно, что стреляет она очень быстро и без интервалов, не хуже надводных кораблей. Причём в залпе у неё не 2 ракеты, как полагали эксперты, а 4–6.
Заслушав доклад о пуске, В. Путин заметил, что и «Калибры», и новые крылатые ракеты Х-101 имеют термоядерные варианты оснащения. Он надеется, что для борьбы с терроризмом такой вариант не придётся использовать. Прозвучало это крайне угрожающе и вряд ли предназначалось для ушей боевиков. Скорее для «друзей Сирии» вроде турок.
Или для тех, кто на днях нанёс удар по сирийским военным в районе окружённого исламистами города Дейр-эз-Зор.Погибли три человека. Но ни французы, которые обычно летают в этот район, ни англичане, ни американцы в совершённом не признались. Удар, похоже, был глупой ошибкой – такое на войне случается. Могут ошибиться и наши, и сирийские лётчики, но «коалиция» решила не признавать содеянного. Более того, в ходе совместного разбирательства пока не удалось установить истину. Если так пойдёт и дальше, то коалицию могут ждать «сложности» в сирийском небе.
Иранская авиация в игре
Иранское участие в воздушной части войны в Сирии началось пару лет назад. Практически все беспилотники, которыми пользовалась армия Б. Асада, являются иранскими. Многие и управлялись иранцами. Российские БЛА появились в Сирии недавно. Причём среди этих БЛА есть и ударные. Но кроме военно-транспортной авиации иранских боевых самолётов до последнего времени в Сирии не было. Хотя иранские Су-25 действовали в Ираке, будучи «возвращены» ВВС этой страны для борьбы с ИГИЛ. А иранские «Фантомы» бомбили цели ИГИЛ недалеко от границы ещё год назад.
Теперь, похоже, иранцы решили присоединиться к русским союзникам в этом вопросе. Есть информация, что до двух эскадрилий иранских ударных самолётов будут действовать с авиабазы Теяс (Т4). Причём это будут самолёты, которые за счёт родства с сирийскими или российскими машинами можно будет достаточно просто обслуживать. По некоторым сведениям, это будут истребители-бомбардировщики Су-22М4 и бомбардировщики Су‑24МК.
Иранские машины в отличие от наших не оснащены современными системами, но их пилотируют достаточно опытные лётчики. Можно переложить на них охоту за скоплениями бензовозов с помощью кассетных бомб, а нашим машинам поручить более сложные задачи.
Местные силы обороны из неместных
Непрерывно растущий иранский контингент, особенно силы «паломников», которых непрерывно завозят самолёты ВТА Ирана и РФ, требуют легализации и организации. Поговаривают, что численность только иракцев в ближайшее время достигнет 40 тыс. человек. Поэтому для них создали свою структуру, которую с юмором по аналогии с Силами национальной обороны назвали Местными силами обороны.
Они обеспечиваются вооружением с сирийских складов, поставками «сирийского экспресса» и частично иранским оружием. Тяжёлую технику в Сирию Тегеран старается не везти. Но джипы с РСЗО, безоткатками, ПТУР и даже свою версию «Града» всё же поставляет активно. Это оснащение выглядит весьма неплохим по меркам сирийской армии и тем более ополчений.
Надо заметить, что за годы войны в Сирии образовался целый букет проправительственных ополчений-милиций. Это сирийская «Хезболла», ополчение правящей партии БААС, христианские, в т.ч. армянские, ассирийские, друзские и иные национальные милиции. Некоторые из них очень хорошо мотивированы, обучены и оснащены и могут поспорить с лучшими частями армии.
Кино и немцы – Ирак и турки
Армия России разрушает в Сирии турецкие планы по «приватизации» части территории этой страны и бизнес семьи Эрдоганов на ворованной нефти. К сирийской границе турецкие ВВС сейчас боятся даже подлетать. Дело ограничивается лишь заявлениями о патрулировании истребителями, якобы летающими на неизвестном расстоянии от границы.
В итоге турки решили нанести ответный удар на ином фронте – в Ираке. В иракском Курдистане у них уже пару лет размещена примерно рота инструкторов, обучающих местную пешмергу. В итоге часть нефти ИГ из Ирака идёт «под прикрытием» курдов.
Очевидно, «султан» решил пока укрепиться в Ираке и направил якобы для ротации инструкторов в район Мосула ещё примерно до пехотного батальона, усиленного ротой стареньких танков М60А3. Конечно, двухмиллионный Мосул столь «мощного» контингента не заметит. Но вот получить опорный пункт в нефтяном регионе турки очень хотят.
Ираку это не понравилось и страна обратилась к России с просьбой созвать заседание СБ ООН. Затем пригрозила туркам мерами, если те не выведут свои части через двое суток. Иракские боевые самолёты даже провели разведывательный облёт базы «гостей».
Интересно, что руководство Курдистана, якобы пригласившее турок, теперь это отрицает. Хотя до этого покрывало турецкие сказки о «честном» характере краденой нефти и даже просило РФ не прокладывать трассы своих крылатых ракет через Курдистан. Это, однако, было вежливо проигнорировано Москвой – разрешение на пролёт запрашивали у законного правительства в Багдаде. Этого достаточно.
Иракское руководство провело встречи с российскими и иранскими дипломатами. Возможно, Ирак захочет обратиться за помощью к нашим ВКС для борьбы с ИГ, против чего сильно возражают американцы. Обещали использовать против турок военные меры и руководители шиитских ополчений Ирака. Конечно, с подачи Тегерана. Вот только шиитские районы находятся далековато от Мосула и чего стоят эти угрозы – сложно сказать. Пока ситуация обостряется.