Появились сообщения о том, что известные ныне всем ударные беспилотники, точнее, барражирующие боеприпасы (ББП) дальнего действия типа «Герань-1» и «Герань-2» теперь оснащаются реактивными двигателями вместо поршневых.
В России первые «Герани‑1» (подозрительно похожие на иранские Shahed-131) и «Герани-2» (Shahed-136) появились ещё весной 2022 года. На фронте их использование было замечено где-то в конце лета. На килях аппаратов было обнаружено название «Герань». Иран отрицал и отрицает поставки этих аппаратов, как и всех остальных. Россия – тоже.
На Западе считают, что сейчас их производство идёт в ОЭЗ «Алабуга», причём уже очень большими темпами, позволяющими расходовать их в сутки десятками, а то и сотнями. Любопытно, что после прилёта в цель у «Гераней» почти всегда остаются целыми часть деталей. Обычно это хвостовые кили и прилегающие к ним части консолей крыла. На этих килях и написано, какая это «Герань» (1 или 2), и стоит буква и цифры номера. Были «М», «Н» и многие другие. А сейчас идут «Ы». Видимо, чтобы никто не догадался, как вы понимаете.
Освоив сборку, а затем и производство, в России начали совершенствовать конструкцию и компоненты машин. Практически сразу же перевели спутниковую навигацию на прекрасный приёмник ГЛОНАСС «Комета», считающийся одним из самых помехозащищённых в мире. Потом взялись за переделку БЧ «Гераней», в направлении повышения мощности и универсальности действия по цели. Так, первым делом заменили взрывчатое вещество на куда более эффективные смеси. Затем провели мероприятия по оптимизации конструкции. Как сообщают западные источники, в неразорвавшихся «Геранях» достаточно сложная БЧ – осколочно-фугасная с дополнительными зарядами по принципу ударного ядра. А недавно обнаружили и термобарический вариант, как, например, у «Солнцепёка» ТОС‑1А. Теперь таким можно поражать пехоту и небронированную технику, спрятанную в зданиях или негерметичных укрытиях.
«Герани» стали летать иначе – на других высотах, по иным профилям полёта, маневрировать перед заходом на цель. А также стали практиковать выключение весьма шумных и демаскирующих машину двигателей.
Турбореактивный двигатель позволит резко увеличить скорость «Гераней» на маршруте и у цели, как крейсерскую, так и максимальную. Возможно, скорость вырастет в 2 раза. Что это даст? Больше скорость – быстрее долетит до цели. В него будет сложнее попасть из зенитных пушек, пулемётов, стрелкового оружия.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».