Появились сообщения о том, что известные ныне всем ударные беспилотники, точнее, барражирующие боеприпасы (ББП) дальнего действия типа «Герань-1» и «Герань-2» теперь оснащаются реактивными двигателями вместо поршневых. Так ли оно и как вообще обстоят дела с этими нашумевшими беспилотниками – об этом наш рассказ.
История вопроса
Как известно, Иран, не обладающий современными технологиями в области авиации, сделал упор на развитие ракетных технологий и перспективных беспилотных авиационных средств. Производить их куда как проще, нежели создавать своё самолётостроение. В этих областях он добился значительных успехов, особенно для страны, находящейся под жёсткими санкциями.
В частности, были созданы многочисленные барражирующие боеприпасы, в том числе дальнего действия. Их много – Ababil-2, Kian-2, Arash-2 и часть машин, объединённых маркой Shahed («свидетель», или «мученик»). Это обычные разведывательные и ударно-разведывательные БПЛА, как поршневые, так и реактивные, в том числе и одноразовые ударные.
«Свидетели» из Ирана
На два из них обратили внимание в России. Это Shahed-131 и Shahed-136 – очень схожие внешне, но имеющие разную размерность и характеристики. Более компактный, оснащённый меньшей боевой частью (БЧ) и летящий на меньшее расстояние Shahed-131, а более крупный, тяжёлый, дальнобойный – Shahed-136. Первый имеет дальность полёта 900 км, размах крыла 2, 2 м и массу около 135 кг. Он несёт БЧ массой порядка 16–20 кг. Двигатель иранского производства Serat-1 является копией китайского двигателя MDR‑208, а тот – копия двигателя британского производства. Это так называемый двигатель Ванкеля. Он роторно-поршневой, его мощность – 16 л.с.
Shahed-136 крупнее: длина – 3, 5 м, размах крыльев – 2, 6 м, масса – 200 кг с небольшим. Дальность его полёта достигает 2400 км, он несёт БЧ весом 50 кг. Это достаточно прилично и сравнимо со 100‑кг фугасной авиабомбой. Двигатель там марки MD550 – бензиновый поршневой, двухтактный четырёхцилиндровый оппозитный, 50 л.с. мощности. Он иранского производства, но это копия китайского двигателя, а тот – копия немецкого двигателя, разработанного в Западной Германии в конце 80‑х годов прошлого века. Да и форма корпуса этих двух ББП сильно напоминает западногерманский проект противорадиолокационного беспилотника DAR тех лет, который «не пошёл». Наводятся оба аппарата на цель или по данным спутниковой навигационной системы, или инерциальной, если спутники недоступны.
Оба аппарата применялись иранскими «отпускниками» в Йемене по саудовцам и их коалиции, а также по объектам в самой Саудовской Аравии. В частности, разгром крупнейшего НПЗ Aramco в 2019 г. и их заслуга тоже.
«Герани» и операция «Ы»
В России первые «Герани‑1» (подозрительно похожие на Shahed-131) и «Герани-2» (Shahed-136) появились ещё весной 2022 года. На фронте их использование было замечено где-то в конце лета. На килях аппаратов было обнаружено название «Герань». Иран отрицал и отрицает поставки этих аппаратов, как и всех остальных. Россия – тоже.
На Западе считают, что сейчас их производство идёт в ОЭЗ «Алабуга», причём уже очень большими темпами, позволяющими расходовать их в сутки десятками, а то и сотнями. Любопытно, что после прилёта в цель у «Гераней» почти всегда остаются целыми часть деталей. Обычно это хвостовые кили и прилегающие к ним части консолей крыла. На этих килях и написано, какая это «Герань» (1 или 2), и стоит буква и цифры номера. Были «М», «Н» и многие другие. А сейчас идут «Ы». Видимо, чтобы никто не догадался, как вы понимаете.
Совершенствуем сами
Освоив сборку, а затем и производство, в России начали совершенствовать конструкцию и компоненты машин. Практически сразу же перевели спутниковую навигацию на прекрасный приёмник ГЛОНАСС «Комета», считающийся одним из самых помехозащищённых в мире. Потом взялись за переделку БЧ «Гераней», в направлении повышения мощности и универсальности действия по цели. Так, первым делом заменили взрывчатое вещество на куда более эффективные смеси. Затем провели мероприятия по оптимизации конструкции. Как сообщают западные источники, в неразорвавшихся «Геранях» достаточно сложная БЧ – осколочно-фугасная с дополнительными зарядами по принципу ударного ядра. А недавно обнаружили и термобарический вариант, как, например, у «Солнцепёка» ТОС‑1А. Теперь таким можно поражать пехоту и небронированную технику, спрятанную в зданиях или негерметичных укрытиях.
Также украинские вояки жаловались, что «Герани» стали летать иначе – на других высотах, по иным профилям полёта, маневрировать перед заходом на цель. А также стали практиковать выключение весьма шумных и демаскирующих машину двигателей (недаром кличкой «Герани» с обеих сторон стал «бешеный мопед») перед целью и пикирование или планирование в тишине.
Также отмечены «Герани» с двигателями, которые стоят на новейшем ББП дальнего действия от ZALA AERO – Z-54 «Италмас». Можно сказать, это уменьшенная по классу «Герань». Она летает поближе, сама поменьше, хотя боевая часть сравнима. Но зато умнее, обладает фирменной для семейства «Ланцет» интеллектуальной начинкой. И двигатель её куда менее шумный. А именно по шуму часто их и пытаются находить зенитные расчёты ВСУ.
Турбореактивные малыши
Что до турбореактивного варианта, то в Иране такие ББП существуют. У целого ряда крупных беспилотников есть винтовой и турбореактивный варианты. Например, ударные БПЛА Shahed-191 и Shahed-161, ведущие родословную от приземлённого нашей аппаратурой РЭБ в Иране секретного американского беспилотника RQ-170. Один из них просто уменьшенная копия, а второй – близкая к оригиналу.
Тегеран, не обладая технологиями современных мощных двухконтурных турбореактивных форсажных двигателей (ТРДДФ) для боевых самолётов, выпускает несколько маленьких турбореактивных двигателей (ТРД). Их обычно устанавливают на различные крылатые и противокорабельные ракеты, а также на беспилотники. Двигатели эти самые разные. Есть, например, копия французского мини-ТРД Microturbo TRI60. Есть скопированный чешский двигатель PBS TJ-100.
Аргументы за и против скорости
Зачем это нужно? Турбореактивный двигатель позволит резко увеличить скорость «Гераней» на маршруте и у цели, как крейсерскую, так и максимальную. Возможно, скорость вырастет в 2 раза. Что это даст?
Больше скорость – быстрее долетит до цели. В него будет сложнее попасть из зенитных пушек, пулемётов, стрелкового оружия. Правда, тут важно соблюсти баланс. Малоскоростные беспилотники остатки украинской ПВО не могут нормально сбивать, так как часто электроника просто отсеивает такие цели как помехи. То есть при большей скорости этого происходить не будет. Но скорость позволит повысить количество возможных вариантов атаки, особенно – групповой. Ещё один вероятный минус – захватить тепловым головкам самонаведения ПЗРК и ЗРК малой дальности цель с ТРД куда проще, чем с поршневым двигателем. В общем, это не панацея, но очередная дополнительная проблема для врага.