Аргументы Недели → Армия 13+

КС США поставлена задача – доминировать в космосе

, 09:24

В современных условиях и на ближайшую перспективу по оценкам военных специалистов США и НАТО о победе в войне можно говорить лишь тогда, когда одна из сторон посредством реализации своих военных, информационных и экономических преимуществ добивается политических целей угрозой силой или принуждением силой, реализуя две фундаментальные стратегии успешного применения военной силы: стратегию вывода из строя и стратегию эрозии. А имея глобальный охват и предлагая устойчивую и гибкую глобальную перспективу космическая сфера делает данные преимущества реальностью, предоставляя возможность и способность к сдерживанию потенциальных противников, осведомленных о глобальном охвате, и оперативному воздействию на них с больших расстояний и минимальным ущербом окружающей среде.

Практика современных вооруженных конфликтов показывает, что попытки достичь целей военных действий хорошо апробированными ранее способами редко позволяют прийти к победе, так как предсказуемому (своевременно вскрытому замыслу) действию легко помешать. В тоже время, нетрадиционные подходы и ассиметричные действия, способны поставить противника в невыгодное или уязвимое положение, позволяют вскрыть его наиболее неустойчивые и слабые места для нанесения удара и оперативного использования его результатов. Такая непрерывная борьба за поиск и усиление слабых сторон противника существенно повышает в современных военных действиях «ставки» мер по обману и введению в заблуждение противника, а , прежде всего, процессов разведки, связи и управления.

В основе своей война становится очевидным событием, когда уровень противоречий между государствами (коалициями государств) обусловливает необходимость перехода от мирных взаимоотношений к угрозам или применению военной силы для достижения политических и экономических целей. Причем, как показывает опыт последних военных конфликтов, нарастание противоречий всегда сопровождалось активными действиями в информационной сфере, достижение превосходства в которой является безусловным основанием для перехода к собственно военным действиям.

Учитывая то обстоятельство, что в современных условиях государства постоянно находятся в миро-военных отношениях, необходимо понимать особую значимость космического пространства, где очевидные «партнеры», активно устремляясь в космос, направляют усилия как из космоса, так и в космос, с целью - навязать свое «волеизъявление» оппонентам. Предоставляемые космические технологии уже сегодня формируют, обеспечивают доступ и дефрагментируют критически важную информацию; предоставляют возможность по применению смертоносной и несмертоносной силы.

КС США поставлена задача – доминировать в космосе

Причем, из-за специфики космической сферы война в космосе в случае ее развязывания будет иметь форму жесткого противоборства за обладание преимуществом, прежде, всего в информационной сфере. Именно поэтому перед КС США поставлена задача быть способными к воздействию на разум и волю противника, нейтрализации его способности и воли к сопротивлению и готовыми к доминированию над компетентным и технологически оснащенным противником. Кроме того, на Космические силы возложена задача по обеспечению глобальной перспективы Объединенным силам и распространению в ближнем космосе военной мощи США.

Реализуя эту задачу КС должны обеспечить командующих объединенными силами всей информацией для принятия решения: данными разведки, данными прогнозной информации о возможностях противника, о его намерениях и действиях, топогеодезическими и гидрометеорологическими данными, данными об оборудовании территории, состоянии инфраструктуры и др. Обладание такими сведениями, по мнению военных специалистов Пентагона, должно позволить оценивать перспективу и целесообразность применения ВС США, прежде чем создавать большое присутствие войск (сил) на театре действий.

Уже сегодня глобальные, легальные, проникающие и устойчивые возможности космической мощи США и их союзников по альянсу позволяют оперативно реагировать на возникающие угрозы во всем мире и успешно контролировать орбитальную активность противника, «…защищая от тактической, оперативной и стратегической неожиданности» свои войска (силы). Но решение задач разведки, контроля и мониторинга связано с наличием потенциальных уязвимостей от электромагнитного излучения различной природы и требует защиты всех сегментов космической мощи и, прежде всего, средств связи, обеспечивающих быстрое распространение данных в интересах принятия решений, управления группировками и реализации военного преимущества. Кроме того, преднамеренное электромагнитное воздействие может привести к дефрагментации данных или информации, что позволит противнику манипулировать когнитивными процессами лиц, принимающих решения и должностных лиц органов управления.

КС США поставлена задача – доминировать в космосе

Снижение уровня космической мощи может иметь катастрофические последствия, что не позволит реализовать цели войны, так как вооруженные силы будут лишены возможности свободно, эффективно и независимо действовать. Именно поэтому КС США призваны обеспечить космическое превосходство, предоставляя национальному руководству Америки независимые военные возможности. При этом под космическим превосходством понимается способность одной силы контролировать ситуации, проводить операции с относительной безнаказанностью, не допуская (пресекая) вмешательства и свободы действий противника в космической области. Не являясь безусловной целью КС космическое превосходство должно обеспечивать командованию Пентагона способность контролировать и использовать космическую область.

Способствуя быстрому распространению информации в глобальном масштабе КС позволяет решать такие задачи как «...высокоточное нападение, маневренная война, стратегическое предупреждение и проекция глобальной мощи…», которые имеют решающее значение для достижения целей военных действий и войны в целом. Кроме того, важной задачей КС в рамках Объединенных сил является интегрирование космического потенциала в совместную подготовку ВС, планирование и ведение операций, решение задач стратегического сдерживания противников. В целом Космические силы США выполняют пять основных компетенций: космическая безопасность; проекция боевой силы; космические мобильность и логистика; информационная мобильность; осведомленность о космической сфере.

Следует отметить, что, несмотря на особое внимание ВПР США к наращиванию, прежде всего, военной космической мощи, он стремится к созданию благоприятных условий и безопасного и надежного доступа в космос для гражданских, коммерческих, разведывательных сообществ и многонациональных партнеров (союзников). В рамках этой задачи КС обеспечивают космическую безопасность и безопасную среду для партнеров и способствуют наращиванию связей с гражданскими, коммерческими, международными и многонациональными партнерами, расширяя осведомленность о космосе. Кроме того, Космические силы, проецируя космическую военную мощь, способствуют наиболее полной реализации национальной военной мощи, обеспечивая достижение стратегических оборонительных (активных и пассивных) и наступательных целей. При этом оборонительные операции усиливают контроль, защищая и сохраняя свободу действий США в космической сфере, а наступательные операции позволяют добиваться космического превосходства за счет ограничения возможности противника получать доступ или использовать космическое пространство.

По взглядам военных специалистов США и НАТО традиционные модели ведения войны разбивают военную сферу (иерархию управления) на три взаимосвязанных уровня: стратегический, оперативный и тактический, которые отражают единство усилий и взаимосвязь между национальными целями и военными действиями - тактические цели вложены в оперативные цели, которые в свою очередь в совокупности обеспечивают достижение стратегических целей.

Учитывая, что один космический спутник может поддерживать н-сколько театров военных действий, в тактических действиях КС появляется эффект «стратегического сжатия», когда стираются различия между тактическим, оперативным и стратегическим уровнями войны. Как следствие, «стратегическое сжатие» приводит к возрастанию роли тактических действий, быстро распространяя результаты ограниченного боя на эффекты оперативного и стратегического уровня. Об этом свидетельствует опыт ограниченного применения КС в локальных конфликтах последних десятилетий, когда пространство разведки, связи и управления, формируемое на базе космической группировки было ориентировано на тактические действия и предназначено для того, чтобы опередить противника, смело захватывая и поддерживая инициативу. При этом в основу управления действиями КС заложено сочетание двух принципов - централизованное управление группировкой космических аппаратов с децентрализованным выполнением задач войсками (силами) на основе приказов (делегирование полномочий), что обеспечивает инициативу на тактическом уровне. При этом КС должны обеспечить ситуационную осведомленность тактических подразделений всеми данными, необходимыми для распознавания, координации и использования возможностей (маневренности, мобильности, защищенности и др.) боевого пространства, а также не допустить сбоев в принятии решений.

КС США поставлена задача – доминировать в космосе

Однако главным приоритетом КС и сутью их применения является обеспечение и сохранение свободы действий в космосе, утрата которой приводит к утрате контроля за космосом, снижению информационной мобильности и осведомленности, военной и боевой мощи и невозможности обеспечить требуемый уровень ущерба противнику. Как следствие, наряду с обладанием передовой техникой и технологиями, КС необходим «… персонал, владеющий искусством и наукой ведения войны», т.е. компетентные и образованные исследователи, дипломаты, предприниматели, ученые, разработчики и воины, имеющие устойчивую подготовку в двух сложных профессиях: боевые действия (операции) и владение космосом.

Инновационная деятельность КС по замыслу создателей должна обеспечить преимущество над «…мыслящим, компетентным и смертоносным противником, который угрожает интересам США…» посредством уменьшения неопределенности в динамичной среде, захвата инициативы, демонстрации решимости в стремлении перехитрить противника и доминирования над ним.

Неуверенные действия «бойцов» КС, по мнению военных экспертов США, ставят под угрозу безопасность армии по всему миру на суше, в воздухе, на море и киберпространстве. Именно поэтому сознательная интеграция образования, обучения и опыта у персонала КС рассматривается как основа для «владения» космосом, а сама деятельность персонала рассматривается как особого уровня интеллектуальное занятие, которое требует системной организации знаний, умелого применения воображения, творчества и абстракции, готовности к лидерству, уверенности, хитрости, обману и «жесткой» борьбе. Кроме того, персонал КС должен владеть основами теории военной космической мощи такими как: орбитальная война, космос, электромагнитная война, управление космическими сражениями, доступ к космосу и его обеспечение, военная разведка (разработка ее игр/приобретение достоверных данных) и кибероперации, которые в совокупности составляют интеллектуальную основу применения Космических сил США. При этом только совместное применение всех дисциплин на практике обеспечивает достижение требуемого уровня военной космической мощи. 

Перед кадрами Космических сил поставлена задача изучать экономику, культуру, языки, этническую историю, психологию, религию и искусство войны в его политических и социальных аспектах и понимать природу и источники войну. Кадры КС должны быть умелыми менеджерами по рискам, всегда стремиться к выполнению возложенной миссии, не забывая при этом, что совершенство часто лучшее - является врагом хорошего. Считается, что успех применения КС будут обеспечивать обоснованные решения и высокая дисциплина управления, базирующиеся на способности к критическому мышления и стремлению к развитию. Определено, что риск, поражение и ошибки ни в коем случае не должны вести к обвинению человека, так как взвешенный риск в перспективе будет способствовать расширению возможностей КС.

В заключении хотелось бы отметить, что военно-политическое руководство США главной целью военной космической мощи видит сохранение свободы действий Америки в космосе, обеспечение летальности и эффективности применения Объединенных сил в интересах создания стратегических эффектов для реализации национальных и жизненно важных интересов Соединенных Штатов.

Читайте также статью: «Перспективы развития Космических сил США». 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram