Аргументы Недели → Армия 13+

Перспективы развития Космических сил США

, 14:27

В июне 2020 г. в США опубликована доктрина, названная «Космическая мощь космических сил» (SCP) в которой отмечено, что Космические силы (КС) США представляют собой независимую военную службу, приверженную космическим операциям, а формируемая ими военная космическая мощь обладает сдерживающим и принудительным потенциалом. Особо выделено, что своего наибольшего потенциала SCP достигает при интеграции с другими формами военной мощи, а в совокупности и при полном взаимодействии со всеми формами военной мощи появляется возможность полностью реализовать потенциал вооруженных сил США. В документе отмечено, что «…технологическое превосходство в космическом пространстве означает - быть самым быстрым, самым высоким, дальним или первым…». Такая потребность вызвана ростом возможностей потенциальных противников (в четкой определенности – Россия и Китай), что «…значительно увеличило вероятность войны в космической сфере» и именно поэтому «…военная космическая мощь станет основой для освоения и развития космического пространства».

В доктрине определено, что именно космос предоставляет законные возможности и услуги по непревзойденному охвату и оперативности любых труднодоступных районов Земли, делая космическую мощь, по сути, глобальной. После таких заявлений становится очевидным, что выход США из договора по Открытому небу является следствием приобретения новых возможностей КС, так как, уже сейчас США обладая достаточно насыщенными группировками космических аппаратов различного назначения на различных орбитах и технологиями искусственного интеллекта, «интернета вещей» (IoT) и «Больших данных», имеют возможность для получения всей необходимой информации без задействования ресурса ВВС. Вместе с тем необходимо понимать, что реализация SCP требует надежного функционирования всех сегментов КС - непосредственно космического, наземного и «канального», обеспечивающего связь, управление и информационное обеспечение жизнедеятельности (функционирования) потребителей. Уже сегодня военная космическая мощь обладает потенциалом сдерживания и принуждения и способствует процветанию и безопасности страны. Однако направленное воздействие на любой из сегментов космической архитектуры может нейтрализовать SCP и нанести серьезный ущерб реализации национальных интересов США.

Перспективы развития Космических сил США

Для реализации стоящих перед ними задач и наращивания военной космической мощи нации КС (рис. 1) должны быть организованы, обучены и оснащены для выполнения пяти основных компетенций. А достижение кадрами КС требуемого уровня компетенций должно обеспечить умелое применение Космических сил на практике в ходе «…орбитальной войны, космической электромагнитной войны, управления космическими битвами, доступа к космосу и его поддержание, военной разведки, кибероперации и инженерии/приобретения».

Перспективы развития Космических сил США

Рисунок 1 – Задачи Космических сил США

В доктрине отмечена важная составляющая космической деятельности, а именно – обеспечение глобальной перспективы и возможности видеть большие участки земной поверхности и космического пространства с одного места, не нарушая международного права и границ других государств. Стоит также отметить, что действия космических аппаратов (КА) являются удаленными, беспроводными, глобальными и почти «мгновенными», но специфика их применения требует обеспечения длительности функционирования КА, высокой живучести по отношению к возможным угрозам, устойчивости к «агрессивным» воздействиям и воздействиям со стороны космической среды. Следует также учитывать и изначальную «сетевую» ориентацию применения КА, что делает их чрезвычайно зависимыми от операций в киберпространстве и предоставляет высокотехнологичному противнику чрезвычайные возможности. Космические силы обеспечивают летальность, свободу действий и эффективность предоставление независимых вариантов действий, создают возможности по противодействию космической мощи вероятного противника.

Но, есть и существенные ограничения. На реализацию SCP оказывает сложность обеспечения свободы и быстроты маневра космических аппаратов, связанные с переходом на другие орбиты. Серьезную угрозу для реализации SCP представляет, кроме того, космический «мусор», увеличение количества которого в околоземном пространстве ставит под угрозу безопасность орбитальных полетов и существенно снижает полезность этой области.

В доктрине определено, что национальный (независимый от других стран) доступ в космос – это необходимый императив для процветания нации и США и один из источников национальной мощи государства, требующий непрерывного развития и защиты. В то же время, совокупная национальная мощь формируется на основе си-нергии своих составляющих: дипломатической власти, информационной мощи, военной мощи и экономической мощи, а космическая мощь, органично встроенная во все ее составляющие, служит достижению национальных целей и реализации национальных и жизненно важных интересов, а также обеспечивает процветание нации и безопасность государства. Все это делает космос жизненно важным и неизбежным элементом национальной мощи США.

Особое место в доктрине отведено дистанционному зондированию Земли и связи из космоса как важнейшим компонентам информационной мощи, необходимой для наращивания военной космической и экономической мощи в интересах глобального сдерживания и проецирования силы. Кроме того, по мнению американских специалистов, именно космос предоставляет возможность формирования единого, способного к реконфигурации информационно-коммуникационного пространства, полное развертывание которого позволит реализовать задачу по взаимному усилению всех компонентов национальной мощи. А наращивание военной космической мощи в совокупности с достижениями в области коммерческих космических технологий позволит сделать военные космические операции более эффективными. Очевиден вклад военной космической мощи в укрепление дипломатических инструментов, предоставляя надежные данные для проверки реализации международных соглашений и договоров.

Перспективы развития Космических сил США

Космические силы, по мнению специалистов Пентагона, должны обеспечить единство космических действий, военных космических исследований и их координацию с гражданскими, коммерческими и национальными космическими программами и программами разведки, а проводимые ими операции должны обеспечить при необходимости реализацию важнейших концепций «сетецентрических» войн и «мгновенного» глобального удара. Однако в настоящее время и в ближайшей перспективе на деятельность в космосе существенные ограничения накладывает геоцентрический режим, не позволяющий «мгновенно» создавать необходимые группировки КА для реализации жизненно важных интересов США. Вместе с тем, появление новых технологий в среднесрочной перспективе может существенно расширить сферу действия субъектов космической деятельности.

Как следует из доктринальных и концептуальных документов США и стран-членов НАТО в области обороны информация предоставляет «…явное энергетическое преимущество, повышая эффективность и долговечность военных операций», создавая «…эффективные препятствия для вооруженных сил противника, ослабляя его боевую мощь, заставляя врага тратить время и ресурсы на второстепенные вещи…». Именно поэтому в последние годы в армиях наиболее развитых государств мира особые требования предъявляются к качеству управления и информационному обеспечению действий войск (сил) и применения оружия. Причем именно уровень информационного обеспечения и управления, по взглядам военных специалистов НАТО, становится определяющим в реализации новых форм и способов применения ВС.

Космическая сфера, предоставляя преимущество в обладании необходимой (ценной) информацией по отношению к противнику в итоге позволяет добиваться целей в высоко динамичных «рваных», обладающих высокой неопределенностью и непредсказуемостью в пространстве и времени военных действиях и является одним из важнейших компонентов военной мощи. А наращивание «космического» потенциала создает предпосылки к снижению роли физической опасности и непосредственного вооруженного насилия, как главных атрибутов войны, модифицируя сущностные аспекты самой войны, как социально-политического явления (рис. 2).

Перспективы развития Космических сил США

Рисунок 2 – Совместные функции, реализуемые в процессе военных действий

Реализация данных функций обеспечивает возможность вести войну в глобальном масштабе и в нескольких сферах (областях) с применением современных систем оружия в реальном масштабе времени. Новые аспекты приобретает функция защиты, одной из важнейших задач которой становится «оборона» физических и логических линий связи и передачи данных, средств и систем управления. Новые черты приобретает и функция поражения, которой в рамках кинетического (огневого, ударного и ядерного) и некинетического (информационного и на новых физических принципах) воздействия становятся присущи летальные и нелетальные аспекты. Связано это, прежде всего, с появившейся возможностью добиваться требуемого ущерба противнику варьируя «архитектурой» поражения, т.е. воздействуя на избранную структуру (элемент) объекта выбранным средством поражения с высокой точностью, при этом осложняя доступ противника к информации и разрушая его процессы принятия решений и управления войсками (силами).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram