Юрий Борисов - действительный государственный советник 1 класса, замещающий воинскую должность генерала армии, отвечает за военно-техническое обеспечение и военно-техническую политику Вооружённых сил, за создание, развитие и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в его ведении находятся департаменты: вооружения, по обеспечению гособоронзаказа и размещения госзаказа, а также пять управлений и техническая инспекция Министерства обороны. Проверяя ход выполнения гособоронзаказа, замминистра побывал в Арсеньеве, Большом Камне и Владивостоке.
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н.И. Сазыкина получила высокую оценку Юрия Борисова, в том числе результаты модернизации, которая проводится на предприятии в рамках федерально-целевой программы по техническому перевооружению этого производства. Замминистру представили готовящийся к запуску в промышленную эксплуатацию обновлённый цех окончательной сборки, чья вместимость после реконструкции увеличилась в 2 раза. Также он осмотрел очередную партию вертолётов Ка-52 «Аллигатор», которую передадут Минобороны в рамках исполнения контракта. Гость оценил качество готовой продукции и убедился, что изготовление боевых машин идёт в соответствии с производственным графиком.
В последние годы на «Прогрессе» смогли наладить поквартальную передачу вертолётов в войска. Благодаря ритмичному финансированию и ударному труду коллектива в минувшем, 2016 году было изготовлено 16 вертолётов Ка-52, в том числе два – сверх плана.
- Сегодня мы смотрим, как предприятие подготовилось к выполнению поставки двенадцати «Аллигаторов» этого года, – сообщил Юрий Иванович. – Тем более, в 2017 году у арсеньевцев появился экспортный заказ на те же армейские Ка-52, что тоже радует нас. Мы понимаем – предприятие будет загружено, не будет простаивать. Пока планируется продавать машины в Египет. Но у «Аллигатора» есть немалый экспортный потенциал. Сирийская кампания сделала ему очень хорошую рекламу, поэтому надеемся, что список стран будет расширяться.
В разговоре со специалистами завода и исполнительным директором АО «Камов» Владимиром Макарейкиным замминистра поднял вопросы, связанные с производством корабельного варианта Ка-52. Как известно, первые четыре машины «Катран» были доставлены к берегам Сирии на борту тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и проверены в боевых условиях. По утверждению Борисова, скоро завершатся все испытания Ка-52К, чтобы можно было уже определиться с теми кораблями, на которых он будет базироваться.
- Также в этом году у нас ожидается знаковое событие – принятие новой Государственной программы вооружения, – добавил замминистра. – И, конечно, мы смотрим, насколько хорошо ключевые предприятия отрасли готовы к выполнению длительных обязательств до 2025 года.
На большекаменском заводе «Звезда» внимание замминистра привлекли в первую очередь объекты строящегося комплекса, в частности, блок корпусного производства. Здесь в перспективе будут создаваться большие суда как гражданского, так и военного назначения. Юрий Борисов сообщил, что Минобороны и предприятие в текущем году заключат контракт на строительство универсального судна снабжения.
- Пользуясь тем, что на заводе развёрнуты новые производственные мощности для крупнотоннажного строительства, мы будем размещать заказ на строительство вспомогательного флота – серии танкеров, – сказал он. – Так, скоро планируем заключить первый контракт со сдачей в 2020 году судна снабжения танкерного типа проекта 23130М водоизмещением 29 тысяч тонн для Тихоокеанского флота.
При этом Ю. Борисов подчеркнул, что завод «Звезда» – один из самых востребованных активов военного ведомства, поскольку именно на нём регулярно проходит ремонт и сервисное обслуживание атомного подводного флота России на Тихом океане. Так, сегодня здесь ремонтируются подводные крейсеры «Магадан» и «Омск». В ходе глубокой модернизации корабли будут перевооружены с ракетного комплекса «Гранит» на более современный «Калибр», уже зарекомендовавший себя в боевых действиях в Сирии.
На «Восточной верфи» во Владивостоке Борисов ознакомился с ходом строительства противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок», средних морских танкеров и тяжёлых металлических причалов, изготавливаемых в рамках заключённых гособоронконтрактов. А в Центре судоремонта «Дальзавод» осмотрел объекты основных цехов и стапелей, интересовался, как идёт ремонт и сервисное обслуживание большого десантного корабля «Ослябя», среднего разведывательного корабля «Карелия» и уникального судна измерительного комплекса «Маршал Крылов».
Командир БДК «Ослябя» капитан-лейтенант Алексей Шитов с гордостью показал заместителю министра обороны и сопровождающим его адмиралам и офицерам обновлённый корабль. В сжатые сроки судоремонтники Дальзавода капитально отремонтировали главную энергетическую установку, заменили главные двигатели, вспомогательный дизельный генератор, всю электрическую часть, системы опреснения воды, очистки сточных вод, установили взамен устаревшей станцию управления огнём «Багира». Многое сделано и для более комфортной службы экипажа и десантников. В частности, увеличено число посадочных мест в кают-компании команды, камбуз получил новое оборудование. В феврале корабль успешно выдержал ходовые испытания и в эти дни покинет заводской причал. Срок службы БДК продлён по меньшей мере ещё на 5 лет.
- «Восточная верфь» и «Дальзавод» – это два судостроительных актива, входящих в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, которые имеют очень важное значение для обеспечения боеготовности ТОФ, – отметил замминистра. – На верфи мы обсудили вопросы текущей реализации гособоронзаказа. Она, замечу, за последние пять лет ни разу не срывала наши заказы. И мы очень благоволим этому предприятию, рассматриваем возможность размещения здесь до 2025 года нового ёмкого заказа, который даст загрузку на восемь лет. На Дальзаводе проходит практически всё сервисное и ремонтное обслуживание надводных кораблей. Не без проблем, потому что для ряда кораблей запчасти уже не выпускаются, приходится изыскивать возможности ремонтировать их в нестандартных условиях. Часть кораблей, как, к примеру, БДК «Ослябя», на котором мы находимся, польской постройки. Тем не менее, пути выхода из этой ситуации найдены. Естественно, требует особого внимания развитие дальнейшей инфраструктуры завода. У него есть два дока, где проводится докование всех кораблей, один из них требует ремонта. Принято решение обратиться к собственнику завода – Роснефти и к Министерству промышленности для оказания помощи в этой проблеме.
Константин ЛОБКОВ
Фото автора