Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 18(560) от 6.05.17 13+

Орёл, Дракон и косолапый Мишка

, 06:49 , Обозреватель отдела Наука

«Русский с китайцем – братья навек» – эта формулировка, которую знал каждый советский школьник, засияла по-новому в начале этого века. Бессменный «русский» Путин и меняющиеся лидеры Поднебесной постоянно ездят в гости друг к другу, встречаются один на один, подписывают основополагающие договоры и т.д. и т.п. На российско-китайском политическом небосклоне всегда безоблачное небо.

Чего нельзя сказать о небе экономическом. Россия фактически срывает возможность своего участия в великом китайском проекте «Один пояс – один путь», отказываясь из-за жадности чиновников стать транспортным мостом между Востоком и Западом. О трудностях русско-китайского перевода «АН» поговорили с заместителем директора Института Дальнего Востока, руководителем Центра экономических и социальных исследований Китая, д.э.н. Андреем ОСТРОВСКИМ.

Мы пойдём другим путём

– Андрей Владимирович, 14–15 мая в Пекине пройдёт саммит «Один пояс и один путь», на него приглашён и наверняка прилетит Владимир Путин. В России о проекте что-то слышали, мол, аналог Шёлкового пути пройдёт по территории страны и «много-много радости детишкам принесёт». Так ли это?

– Проект XXI века «Один пояс и один путь» был выдвинут председателем КНР Си Цзиньпином ещё в 2013 году. Его цель – сократить транспортный разрыв между Востоком и Европой, значительно снизить время и удешевить доставку грузов, дать дополнительное развитие территориям, по которым он пройдёт. Фактически пересмотреть всю мировую логистику. Были чётко проработаны семь ключевых маршрутов экономического пояса Шёлкового пути.

Первый – «северный» из Китая через Россию на Роттердам и Лондон. Второй – через Центральную Азию, затем паромной переправой из порта Актау до Баку и далее в Турцию. Третий: через юг – Иран, Сирию и Турцию в Южную Европу. Четвёртый: Китай – Монголия – Россия в район нашего Дальнего Востока. Пятый: Китай – Пакистан. Шестой: Китай – Индия – Бангладеш – Мьянма. Седьмой – это Морской Шёлковый путь XXI века.

– Такая паучья транспортная сеть!

– На самом деле многие маршруты основаны на древнем Шёлковом пути, который начал свою историю во II веке до нашей эры, когда из Китая в Римскую империю возили шелка, а обратно шли европейские товары.

– Для нас важна российская часть…

– Предлагалось построить высокоскоростную железную дорогу (ВСЖД) Москва – Пекин. Не за неделю, как сейчас, а всего за двое суток через Казахстан можно было бы домчаться из России в Китай. Свой участок – из Пекина в Урумчи – трудолюбивые китайцы уже почти построили. Казахстан активно реализует свой проект развития инфраструктуры «Светлый путь» с китайскими инвестициями в 24 миллиарда долларов. На них, в частности, и был расширен порт Актау на Каспийском море для создания полноценной переправы в Баку. Этот маршрут тоже уже работает.

У нас ещё даже не определились: то ли через Оренбургскую область вести свой «Светлый путь», а может, через Челябинскую. Далее: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Москва. Но пока с Китаем не подписали соглашения о строительстве ВСЖД Москва – Пекин. Будет ли оно подписано сейчас в Пекине? Не уверен. Всё будет зависеть от того, примет ли сама Россия активное участие в этом маршруте. Но пока ничего не работает. Хотя «северный» маршрут самый короткий, а следовательно, самый выгодный.

– Кто с нашей страны отвечает конкретно, как говорится, головой за этот проект?

– Первый вице-президент ОАО «РЖД» по развитию скоростного и высокоскоростного движения Александр Мишарин. Более высокие чиновники, в том числе в статусе вице-премьеров, отвечают «в общем». Проектная документация вроде бы готовится, но только по участку Москва – Казань.

– Почему тянут резину? Мы ожидаем от Пекина, что он проинвестирует абсолютно всё и сам построит?

– Абсолютно точно. И хотя деньги у Китая, безусловно, есть, но он явно не собирается строить весь маршрут по территории России. Тем более что он инвестирует и в другие проекты. А мы не хотим ничего вкладывать, но хотим получить современную железную дорогу. Да ещё рвёмся «поуправлять» китайскими инвестициями. Позиция «чисто конкретная» – раз наш маршрут самый короткий, то вы нам его и стройте. Забывая о том, что паромная переправа из порта Актау в Баку (и далее через Грузию на Стамбул) уже работает, и все грузы в будущем при отсутствии альтернативы этому маршруту могут просто уйти туда.

Для чего их строят? Высокоскоростные железные дороги долго окупаются, но «прикрываются» доходностью от оборота грузов. Они позволяют разгрузить от пассажиров старые пути, значительно увеличив скорость прохождения грузовых составов.

Во-вторых, когда мы строим железную дорогу, она обрастает всякими предприятиями, которые дают прибыль. Любой город расцветает, если вдруг в него приходит железная дорога. Экономисты давно это доказали. И наоборот. Например, Новгород отказался в XIX веке от дороги Москва – Новгород – Санкт-Петербург. Чем экономически знаменит город Новгород сейчас?

Мечтатели 

– Россия – объект или субъект китайской внешней политики мирового доминирования? Или географический союзник?

– Согласно Договору о мире и дружбе от 16 июля 2001 года, Россия и Китай являются партнёрами. В политическом плане у нас всё хорошо, постоянные контакты руководителей государств, совместные учения.

Но с точки зрения экономики… ВВП провинции Гуандун почти догнал всю Россию – примерно 1,15 триллиона долларов. За прошлый год объём российско-китайской внешней торговли составил 69 миллиардов долларов! Это ничтожная сумма. С США у Китая объём 514 миллиардов. С Европой ещё больше – 540 миллиардов. Мы даже уступаем Индии.

Хотя планировалось, что в 2015 году наш оборот составит 100 миллиардов долларов. А к 2020-му дорастём до 200 миллиардов. Но был обвален рубль, и упала цена на нефть, которая доминирует в нашей внешней торговле.

– Президент США Трамп спит и видит, как перетащить американские предприятия обратно в страну. Насколько сильно это ударит по «мировой фабрике», как ещё называют Поднебесную?

– В Китай за последние шесть лет шло от 2 до 3 миллиардов долларов американских инвестиций в год. А только за 2016 год прямых иностранных инвестиций в Поднебесную «прибыло» 126 миллиардов долларов. Так что американскую пропажу даже не заметят.

Зато за прошлый год из Китая в Америку ушло 18 миллиардов. На общем фоне китайских инвестиций за рубеж в 174 миллиарда долларов. Кстати, среднеамериканский обыватель экономит на покупке недорогих китайских товаров примерно до 1000 долларов в год. А если их перестанут поставлять? Кому больнее будет?!

Уроки экономики 

– Наши чиновники, для которых инвестиции – фетиш всей жизни, от таких сумм поседеют. Ведь ничего другого, кроме как клянчить деньги, они не умеют.

– А китайцы просто создают от 13 до 15 миллионов новых рабочих мест. В год! На этот год запланировано 11 миллионов. И это не новые продавцы или уборщицы. В основном это производственные рабочие места, неплохо оплачиваемые. Эти миллионы платят налоги, кормят свои семьи, покупают товары.

Идёт урбанизация. Если 15 лет назад городских жителей было примерно 40%, то сейчас уже 56%. Тема урбанизации в Китае вообще очень интересная. Они вместо деревни создают небольшие и средние города (по-китайски – «чжэни») со всей необходимой инфраструктурой: дорогами, водо- и газопроводами и т.д.

– Да на нашем фоне – это просто фантастика. У нас райцентры уничтожают, там воссоздают. У нас 3 года не могут выполнить прямое указание президента о 25 миллионах новых рабочих мест. А там уже станки крутились бы вовсю!

«Експерты» из Госдумы 

– На телепередаче услышал однажды от наших уважаемых депутатов, что в Китае нет пенсий. Поэтому они такие богатые. Следовательно, если и у нас их отменить, то сразу рванём вперёд?!

– Да, много чуши можно услышать. Среди депутатов нет ни одного «товарища», который бы разбирался в Китае. Учёных при этом спрашивать и слушать никто не хочет. В городах получают пенсии 378,6 миллиона человек. В год прибавляется по 25 миллионов человек. В деревнях – более 500 миллионов. То есть 900 миллионов человек пользуются системой пенсионного обеспечения. Причём в городах пенсии достаточно приличные. Коэффициент замещения – 0,4–0,6. 60% от последней базовой зарплаты. Я разговаривал с китайской учительницей, у неё пенсия 4000 юаней в месяц. Это примерно 40 тысяч рублей! По китайским ценам – жить можно. У нас на 10 тысяч – неплохая по российским нормам – можно? Нельзя.

– То есть пенсии выше. А средние зарплаты?

– Давайте в юанях пересчитаю. Средняя зарплата в городах – примерно 48 тысяч юаней в год, или 4 тысяч юаней в месяц. Курс плавает, сейчас он примерно 8,5 рубля. Это усреднённые данные по всей стране, но в некоторых приморских провинциях средняя зарплата сопоставима с американской.

– Как там борются с социальным расслоением и бедностью?

– Борьба с бедностью является одной из основных задач. Создают, как я уже говорил, миллионы рабочих мест. Трудоустраивают людей с крайне низкими доходами. Интересен опыт борьбы с бедностью в деревне, где, как правило, плохая земля. Переселяют за государственный счёт крестьян в другие места, где пашня побогаче. Программа, хотя она и очень затратная, даёт неплохой результат.

Богатые люди, в свою очередь, стараются не выделяться. Есть шкала прогрессивного налога. До 3,5 тысячи юаней доходов в месяц, то есть в зависимости от курса 24–30 тысяч наших рублей в месяц, налогом не облагаются. Потом 10% для доходов, которые получает большинство работающих. А затем резкий рост ставки налога с доходов, начиная примерно с нашего миллиона рублей в месяц. И за этим строго следят налоговые структуры.

– В Китае есть миллиардеры, есть мелкие ремесленники, но при этом никто в Поднебесной не отказывается от направляющей роли КПК. У нас заклинают, что это смерть для экономики. Как им удаётся совмещать якобы смертельную экономическую коммунистическую идеологию и успехи в экономическом развитии?

– У них плановая, управляемая экономика – это и обеспечивает такие темпы роста. Планирование не директивное, а индикативное. Ставятся задачи, это желаемый результат, но если не выполнишь – по башке не дадут.

– Аналог нашего ЦБ, который называют филиалом ФРС США, Народный банк Китая (НБК). Банк – государственный, подконтролен правительству. Такой же был у нас во времена СССР. Не этим ли объясняется устойчивость китайского юаня и экономики в целом?

– ЦБ определяет устойчивость национальной валюты и необходимые балансы в народном хозяйстве. НБК – один из важнейших факторов стабильности и развития экономики. Он, по сути, подчиняется соответствующим отделам ЦК КПК. Система построена так, что сколько КПК скажет, столько юаней и будет напечатано. Они, например, могут запретить вывод капитала за рубеж, как уже несколько раз делали. А заподозрить КПК в измене очень трудно. Это руководящая и направляющая сила общества. У нас такой силы нет.

– Кто, на ваш взгляд, победит в исторической перспективе: российский ультралиберальный финансовый капитализм? Протестантский капитализм США и ЕС? Или китайская коммунистическо-капиталистическая смесь?

– На сегодня Китай лидирует. Но удержится, только если сумеет преодолеть три вида своих национальных рисков: старение населения, рост доли пенсионеров, которых надо кормить. Второй – недостаток энергоресурсов. Третий – экология. И на решение этих трёх главных проблем и направлены все усилия китайских «партии и правительства». Это обсуждается открыто.

В США главный риск – это многонациональное население, преувеличение возможностей пресловутого «плавильного котла». Сейчас это главный риск и для ЕС. В России же таких проблем вообще никто не понимает: какие риски, куда идём, зачем идём, каким путём идём?

– На ваш взгляд, какие животные являются символами Китая, США и России?

– Китай – хитрый дракон. США – высокомерный парящий орёл. Россия – медведь, бортничающий мёдом. Сегодня они не договорятся…

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram