Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 42(533) от 26.10.16

Чьими деньгами вымощена дорога в ад?

, 09:34

Тысячи многотонных автомобилей, которые в народе называют фурами, ежедневно пересекают российскую границу. На них, по словам экспертов, перевозят до 30, а по некоторым группам товаров и до 70–75% всех импортных и экспортных грузов. Причём грузов весьма важных. В том числе станки для нашей оборонной промышленности, запчасти к ним и микроэлектронику и многое-многое другое. А теперь представьте себе, что фактически вся информация о номенклатуре груза, личности каждого муравья-водителя, маршруте его движения и месте назначения прямым потоком уплывает в «чужой муравейник». У которого ко всему прочему есть возможности полностью перекрыть все маршруты конкурентов. А попытки сломать эту порочную структуру упираются в своих же больших начальников.

Немного истории

В 1975 году тогда ещё мощный Советский Союз присоединился к Конвенции о международных дорожных перевозках (МДП). Все, кто родился в СССР, должны помнить элегантных красавцев «Совтрансавто» с загадочной аббревиатурой TIR (Transport international routier), прикреплённой на кузове грузовика. Каждый водитель такой фуры в обязательном порядке имел в кабине бумажную книжечку МДП, которую предъявлял на таможне, и без неё не мог ни выехать, ни въехать за «железный занавес» таможенной и государственной границ. Причастность к Конвенции МДП не только обязывала соблюдать правила, но и значительно облегчала жизнь международным автоперевозчикам.

Шли годы. В 1999 году Европейский союз ввёл в странах Шенгенской зоны упрощённую систему пересечения уже практически несуществующих границ. Но книжки МДП не отменял. При этом Международный союз автомобильного транспорта (от англ. The International Road Transport Union (IRU)), который является их монопольным изготовителем и продавцом национальным ассоциациям, стал ощутимо терять в доходах. Стоит книжка «копейки» – от 25 швейцарских франков, но расходится миллионами штук. Плюс немалые денежки от двойных и даже тройных страховок ответственности перевозчика.

Представьте себе: из 3,5 млн книжек МДП, которые выдаёт IRU, порядка 1,5 млн «закрываются» при въезде в нашу страну. А с созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и его присоединением к устаревшей Конвенции МДП на круг выйдут все 2 миллиона. То есть неведомая швейцарская организация со штаб-квартирой в Брюсселе будет на 75% существовать за наши с вами денежки, которые мы платим, покупая импортный товар.

После 1991 года единственным и неповторимым представителем IRU в России стала общественная организация Ассоциация международных перевозчиков, сокращённо – АСМАП. По мнению экспертов, АСМАП в год выдаёт, точнее, продаёт своим членам более 500 тыс. книжек МДП. А так как этот рынок, а также выдача разрешений, допусков и так называемых «дозволов» получается фактически монополизирован Ассоциацией, то «маленькие» перевозчики перекупают книжки у членов АСМАП, создавая неконтролируемый «вторичный рынок».

– Даже войти на российский рынок международных автоперевозок весьма накладно. А для малого бизнеса, о развитии которого постоянно говорят первые лица страны, практически нереально. Вступительный взнос в АСМАП – 140 тысяч рублей. Ежегодный членский взнос – 30 тысяч. Депозит за возможные проблемы с грузом – около 250 тысяч. Причём это авансовые платежи. То есть ещё не начал работать, а уже выкладывай деньги на бочку. Если же перевозчик вдруг решил выйти из этой так называемой общественной организации, то залог вернут только спустя 27 месяцев. Фактически это «омертвление капитала». Но эти средства лежат на счетах в коммерческих банках, естественно, под проценты, которые хозяину не достаются. Кому? Вопрос риторический. То есть государство делегировало полномочия по оказанию госуслуг за деньги некоей общественной организации, – рассказал «АН» бывший член АСМАП Дмитрий Кутепов.

Значит, некоммерческая организация АСМАП зарабатывает на российских перевозчиках (и в конечном итоге всех нас – потребителях!) миллионы. Не верите? Считаем. 530 тыс. книжек МДП, каждая уходит по 25 франков – 13 млн 250 тыс. швейцарских франков. Плюс депозиты, вступительные и членские взносы и т.д. и т.п. Часть денег, собираемых в нашей стране без уплаты налогов, утекает в Швейцарию. Вроде что-то должно было вернуться обратно в качестве премии или бонуса за хорошую работу. Но на сайте АСМАП найти эту информацию не удалось.

А в Швейцарии, кстати, недавно разразился громкий скандал. Бывший руководитель одного из подразделений IRU Марек Ретельстки обвинил руководителей Международного союза в незаконном выводе со счетов более 500 млн швейцарских франков в офшорные компании. Какая-то часть российских денежек, перечисленных АСМАП в Швейцарию, уплыла на остров Мэн. Вот тебе и деофшоризация,заявленная премьером Медведевым. Вот тебе и слёзы министра финансов Силуанова над расходной частью многострадального российского бюджета.

«Павел Андреевич, вы шпион?»

О лоббистских возможностях АСМАП в среде перевозчиков ходят легенды. Например, в 18 часов вечера по мск В. Путин, находясь в Китае, подписывает неафишируемое постановление, касающееся международных перевозок. А в 9 утра сканированная копия этого постановления уже появляется на сайте латвийской фирмы, через которую идёт значительный поток таможенных грузов. На таком уровне доступа к VIP-информации даже собираемые миллионы долларов ничего не значат.

Зато значат триллионы рублей. И хорошие связи швейцарских транспортников на верхних этажах высотного здания российской власти. Что касается триллионов, то тут всё просто. В книжке МДП в силу архаичности (а может быть, и сознательно) нет цены товара, как в европейской конвенции общего транзита. И с помощью нехитрых манипуляций легко занизить декларируемую стоимость груза, с которой платятся таможенные пошлины. Говорят, её занижают до 40%! Потери российского бюджета от таких выкрутасов подсчитать крайне сложно. Эксперты говорят – от 3,5 до 5%. Колоссальные суммы! Вот где раздолье для пополнения доходной части бюджета вместо урезания социальных расходов! Но от Минфина серьёзных заявлений по этому поводу что-то не слышно.

Но не только финансы определяют безопасность и независимость любой страны.

– В книжках МДП содержится множество крайне чувствительной коммерческой и индивидуальной информации не только о личности водителей, но и характере груза, его месте назначения и так далее. Вся эта информация попадает на серверы, которые расположены за пределами России. Там она обрабатывается, хранится, анализируется. Весь российский рынок грузовых автоперевозок, а теперь ещё и рынок Евроазиатского экономического союза – как на ладони у иностранных «партнёров».

Верещагин, не уходи с баркаса!

Kто «сидит» на информационных потоках, тот может и музыку заказывать. На сайте АСМАП есть интересная ссылка. Ведёт она на сайт комитета по транспорту Государственной думы. Его председателем был и остался после сентябрьских выборов бывший замминистра транспорта Евгений Москвичёв. Он же, согласно официальной биографии, в 2009 году стал президентом АСМАП. Как президентство в общественной «некоммерческой» организации, ворочающей десятками миллионов долларов, сочетается с мандатом народного избранника, вопрос для нашей системы, увы, идиотский. Но значимый пост, к тому же защищённый депутатским иммунитетом, – штука в жизни полезная. В Сети немало различной информации о деятельности Москвичёва. Каждый желающий может ознакомиться.

С ФТС АСМАП враждует давно и с удовольствием. Дело в том, что таможенники покусились на его монополию в сфере перевозок. Взамен архаических бумажных книжек МДП таможня с 1 января 2014 года ввела электронное декларирование грузов. Суть проста. Перевозчик в своём личном кабинете заполняет анкету на груз. Водитель фуры получает СМС с индивидуальным номером. И всё. На пункте пропуска он называет этот номер, и на экране компьютера высвечивается вся необходимая информация. Все данные обрабатываются в нашей стране на сертифицированном ФСБ отечественном программном обеспечении. Утечка информации практически исключена. Цену товара занизить нереально. Значит, таможенные сборы возрастут на десятки, если не сотни миллиардов рублей.

Система, пусть пока и не без огрехов, но работает и развивается. Из АСМАП перевозчики потихоньку переходят в электронное декларирование ФТС. Это и вызывает зубовный скрежет не только в Швейцарии, но и в Москве. Личный бизнес теряет прибыли, а зарубежные «партнёры» – крайне важную экономическую информацию.

Вопросы без ответов

Даже при поверхностном знакомстве с действующей в стране схемой международных автомобильных перевозок, с книжками МДП от IRU и его отечественного представителя – АСМАП, возникает множество вопросов к нашим министерствам.

Например, к Минюсту. В его реестре АСМАП значится как некоммерческая организация. В то же время детище господина Москвичёва практически официально собирает миллионы в российской и иностранной валюте, отправляя последнюю за рубеж. И возможно, получая какую-то часть обратно. А рубли хранит в банках под проценты. Плюс является представителем международной организации, продаёт на территории России принадлежащие IRU книжки МДП, тратит, согласно её же отчётности, миллионы на содержание аппарата. У нас и за меньшие прегрешения присваивают «почётный» титул иностранного агента. Как это всё сочетается с «некоммерческим» статусом организации, г-н министр юстиции юрист Коновалов?

Ещё хотелось бы спросить у ФСБ. Товарищи чекисты, крайне важная экономическая информация, записанная в книжках МДП, бурным потоком утекает за границу. Причём совершенно не исключено, что из Швейцарии и Европы он попадает прямиком в АНБ США. Почему молчим?

Да и у экономического департамента МВД хотелось бы поинтересоваться: как вы боретесь с «серыми» схемами занижения стоимости импортируемого товара? И что будет, если все перевозчики перейдут на электронное декларирование груза через систему ФТС?Может,тогда и родное здравоохранение, высшее образование и фундаментальную науку не надо обрекать на голодную смерть?

Редакция «АН» поздравляет ФТС РФ с 25-летием. И желает, чтобы слова самого знаменитого таможенника Верещагина: «Я мзду не беру. Мне за державу обидно!» были не просто лозунгом, а прямым руководством к действию.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram