В России скоро может камня на камне не остаться от 103 государственных заповедников. В июне 2016 г. Госдума тихой сапой приняла поправки к Закону «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ). Теперь кто угодно может добиться выделения себе куска заповедника, чтобы впоследствии сдать его в аренду или построить отель. Экологи потрясены: в обсуждавшемся пакете поправок речь шла о совершенно других вещах. Если так пойдёт, дело может обернуться легализацией добычи полезных ископаемых на территории заповедников, которая уже много лет ведётся с молчаливого согласия властей и в пику любым законам.
Новая заповедь
24 июня думцы собирались проголосовать за поправки к закону об ООПТ, суть которых была незначительной: дать Крыму и Севастополю время до 2020 г., чтобы организовать работу своих заповедников по российским законам. Однако за сутки до голосования экологи обнаружили в тексте поправок существенные дополнения: на территории всех российских заповедников предлагалось создавать «биосферные полигоны».
В 2011 г. под соусом приближающихся Игр в Сочи провели в закон возможность строить на полигонах капитальные объекты – речь шла об участках Кавказского биосферного заповедника, примыкавшего к олимпийским объектам. А теперь полигоны можно выделять из территории самих ООПТ – почувствуйте разницу.
– Теперь в любом заповеднике интересант, имеющий политический или экономический вес, может получить разрешение на часть его территории, – говорит директор по природоохранной политике «WWF Россия» Евгений Шварц. – Чем это опасно? Любые крупные хищники – волки, тигры, леопарды, медведи – могут выжить, только если внутри заповедника будет сохранена пространственная целостность. Зонирование означает не только уменьшение площади ООПТ, но и изменение природоохранного режима. Однако никто не обсуждал последствия от принятия нового закона со специалистами по вопросам охраны природы. По нашей информации, это нововведение напрямую связано с деятельностью и бизнес-интересами двух крупных компаний – «Газпрома» и «Интерроса».
«Эта поправка создаёт угрозу для всей системы особо охраняемых природных территорий, поскольку впервые допускает возможность фактического уменьшения территорий и ослабление режима охраны заповедников» – говорится в обращении, подписанном руководством Русского географического общества, наблюдательный совет которого возглавляет президент Владимир Путин. Тем не менее осенью Госдума рассмотрит новый пакет поправок, согласно которым выделить из ООПТ участок можно будет отдельным решением президента РФ.
Запретный вкус
Природный парк «Нумто» создало в 1997 г. правительство Ханты-Мансийского автономного округа. Он занимает более полмиллиона гектаров. Здесь находятся святыни сразу двух древних северных культур: лесных ненцев и хантов. Это собственно озеро Нумто площадью 61,8 кв. км – крупнейшее в Югре – и стоянки на пути миграции краснокнижных птиц. Парк «Нумто» является ООПТ регионального значения, но компания «Сургутнефтегаз» более 10 лет добывает здесь нефть.
– Компания лоббирует расширение площадей парка, где допускается добыча нефти. В лицензионном соглашении почему-то указано, что на разрабатываемом участке отсутствуют особо охраняемые природные территории, – пояснил «АН» глава программы по особо охраняемым природным территориям «Гринпис» Михаил Крейндлин. – Мы обратились в Генеральную прокуратуру, чтобы она провела проверку этого факта.
Нефтяники признают, что на территории вокруг озера Нумто добыто около 4 млн т нефти, построены сотни километров дорог и трубопроводов. В экономику Белоярского района «Сургутнефтегаз» инвестировал более 21 млрд рублей. И вроде как местные должны быть ещё и благодарны.
В Республике Коми расположен национальный парк «Югыд-ва», граничащий с Печоро-Илычским заповедником. «Югыд-ва» является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми». В 2009 г. Роснедра выдали лицензию на недропользование золотодобывающей компании «Голд Минералс». А в 2010 г. Минприроды изменило положение о национальном парке, исключив из его границ месторождение «Чудное», на которое выдана лицензия, хотя оно находится в самом центре северной части парка. Потом местная администрация, почему-то никого не боящаяся, дерзко передала земельный участок в аренду компании и поставила его на кадастровый учёт как земли промышленности! А в 2011–2012 гг. «Голд Минералс» вела на заповедном участке разведочные, включая буровзрывные работы. Кстати, геологоразведочный потенциал «Чудного» оценивается в 80,3 тонны золота, может отрабатываться открытым способом и характеризуется высоким содержанием золота в руде.
Только после нескольких выступлений Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Генпрокуратура заметила, что Минприроды незаконно изменило границы парка, а Верховный суд с ней согласился. Казалось бы, министерство ходит по лезвию закона. Ничего подобного: оно выпускает новое положение, снова исключив месторождение из границ парка. В январе 2015 г. Верховный суд отменил и его, но Минприроды попыталось протащить изменения в закон, позволяющие менять границы парка.
Самое интересное: ради кого стараются федеральные чиновники в разгар всевозможных контрсанкций? По информации экологов, весь уставной капитал «Голд Минералс» принадлежит 4 кипрским офшорам. Стоит ли удивляться тому, что в 2010 и 2013 гг. правительство выделило государственной «Роснефти» лицензионные участки в арктических морях, среди которых четыре прихватили куски ООПТ: федерального заказника «Земля Франца-Иосифа», Большого Арктического заповедника, национального парка «Русская Арктика» и охранной зоны заповедника «Остров Врангеля»?
По подсчётам «Гринпис», с 1998 по 2013 год «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Татнефть» и несколько региональных компаний получили для разведки и добычи ресурсов в общей сложности 1,67 млн гектаров заповедных территорий, 1,34 млн га из них – в северных морях.