Рутинный отчет Росстата о притоке иностранных инвестиций в первой половине 2011 г. обернулся сенсацией и тихим профессиональным скандалом. Оказывается, в Россию транзитом зашли и сразу же покинули ее почти 43 млрд. долл. из Швейцарии. 24 млрд. – в первом и 19 млрд. – во втором квартале.
Именно за счет этих денег власти получили возможность отрапортовать о чудесном, почти трехкратном росте иностранных инвестиций в этом году. До без малого 88 млрд. долларов. Такая стремительная прокрутка потрясает воображение. Это не только более 92% всех иностранных инвестиций в сферу финансовой деятельности и почти половина всех иностранных инвестиций вообще. Сумма превышает ВВП таких стран, как Бахрейн, Иордания, Кения, Коста-Рика, Ливан, Сербия, Тунис и Узбекистан (не говоря уже о являющихся членами Евросоюза «государствах Прибалтики»). Это почти 3% всего ВВП нашей страны.
При этом информация о целях этого инвестирования и характере осуществляемых с его помощью операций блистательно отсутствует. Официальные лица, как положено в условиях сувенирной демократии, хранят целомудренное молчание. Представители бизнеса разводят руками и признаются, что ничего не слышали. И вот это принципиально важно.
Официальное оформление очень многих финансовых операций не совпадает с их реальным содержанием. И «прокрутка» десятков миллиардов долларов, оформляемая как иностранные инвестиции, на деле могла быть вполне безобидной спекуляцией на будущем росте швейцарского франка.
Однако такие операции носят рыночный характер, – и рынок о них всегда знает. Да и у государства нет причин замалчивать их проведение.
Отсутствие же на рынке информации об «иностранных инвестициях в российский финансовый сектор» из Швейцарии свидетельствует о качественно новом – внерыночном – характере данных операций.
Что уже вызывает серьезные опасения.
В принципе иллюзии о характере так называемых иностранных инвестиций в Россию сохранились, похоже, лишь у профессиональных либеральных реформаторов. Да еще пиарщиков глобальных корпораций и выпускников «родины ЕГЭ» – Высшей школы экономики.
Например, доля кредитов и портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, долгое время подбиравшаяся к 90%, в этом году уже превысила 95%. Так что само понятие «иностранные инвестиции» во многом стало прикрытием внешних спекуляций. Они не имеют отношения к интересам России, а то и прямо разрушают ее. В страну приходят в основном спекулятивные капиталы, представляющие смертельную опасность для любой экономики мира,– и для нашей, как мы помним по 1998 и 2008 годам, тоже.
Даже по официальным данным, почти две трети «иностранных инвестиций» идет на погашение кредитов и займов. Менее 10% – на текущие расходы. И лишь чуть более 5% оказываются собственно инвестициями в основной капитал предприятий (часть которых создает стране больше проблем, чем решает).
Но к этому все привыкли. И вот – потрясающие воображение своими масштабами и скоротечностью «швейцарские инвестиции». Вполне возможно, что они являются прикрытием не подлежащих огласке, а значит, потенциально криминальных операций. Операций, в которые вовлечено правительство России.
Это опасно, в том числе и возможностью резкого увеличения криминальной значимости нашей страны. В современном глобальном беспределе это очень скоро может превратить нас в обычную мишень вроде Югославии или Ливии. То есть страны, расстрелом которых западные политиканы решают свои мелкие суетные проблемки.