Аргументы Недели → Политика № 18(560) от 6.05.17 13+

Источник национального единства и сплочения

, 00:01

Насколько важно для нас наследие Великой Победы, страшны ли западные санкции, что необходимо для эффективного управления страной, решения экономических и социальных проблем, как упрочить семейные ценности и создать условия для качественного лечения детей? На эти и другие вопросы главного редактора «Аргументов недели» Андрея Угланова отвечает Председатель Совета Федерации Валентина МАТВИЕНКО.

- Валентина Ивановна, в последние годы в период празднования Дня Победы в социальных сетях и некоторых средствах массовой информации обсуждается вопрос о целесообразности проведения масштабных торжеств. Мол, не нужны нам ни грандиозные парады, ни салюты в полнеба – лучше поддержать немногочисленных оставшихся в живых ветеранов лишней копейкой, построить дом, подарить машину. При этом сторонники такой позиции приводят в пример европейские страны, где победа над фашизмом отмечается гораздо скромнее. Ваше отношение к подобного рода рассуждениям? Нужно ли нам празднование Дня Победы в его нынешнем виде?

– Мы победили в Великой Отечественной войне потому, что были едины, сплочены, полны решимости отстоять свободу и независимость своей Родины. Наша страна внесла решающий вклад в сокрушение, что скрывать, могучего врага. Отстояли не только свою страну, но и спасли мир от порабощения. Нам есть чем гордиться.

Печально, что День Победы – по сути, праздник мира – к сожалению, нередко становится поводом для провокаций, насаждения розни и вражды между странами, народами. Такие действия принимают в ряде стран масштабы и формы, которые заставляют усомниться в адекватности происходящего.

Считаю, что любые попытки вызвать у людей неприятие, отторжение Дня Победы преследуют цель лишить россиян объединяющего стержня, источника национального единства и сплочения, чувства патриотизма.

Очень важно, чтобы подрастающее поколение знало о войне, чтило память её героев. Но военно-патриотическая работа эффективна только тогда, когда она вызывает интерес, притягивает ребят. Обязаловка как раз и провоцирует те самые отвращение и неприятие.

На мой взгляд, недопустима и коммерциализация символов Победы. Когда, например, георгиевские ленточки используются в рекламе или становятся чем-то вроде модного мема, без должного уважения к ним. Наверное, имеет смысл трансформировать высказывавшиеся ранее инициативы, направленные на предотвращение этой девальвации символов, ценностей, в законодательную инициативу.

И конечно, абсолютно неприемлемо, когда о ветеранах вспоминают только раз в год, накануне Дня Победы. Людей, переживших войну, осталось совсем немного. Пока они с нами, мы должны использовать каждый день, чтобы воздать им должное.

Одна из наиболее обсуждаемых тем последнего времени – закон о детях войны, то есть тех, кто родился накануне и во время Великой Отечественной. На сегодня это около 12 миллионов человек. На общегосударственном уровне положение этих граждан, их льготы не установлены. Сейчас они регулируются только на региональном уровне и, к слову сказать, не во всех субъектах РФ. Считаю, парламентариям совместно с Правительством России, представителями ветеранских организаций имеет смысл обсудить, каким образом можно восполнить этот правовой пробел.

– От праздничной темы, что называется, к серым будням. В данном случае в прямом смысле этого слова. Сейчас, по разным данным, в «сером секторе» экономики работают от 20 до 30 миллионов человек. Бороться с этим только заградительными мерами, например пресловутым «налогом на безработных», нереально. Между тем их выход из тени привёл бы, по оценкам экспертов, к росту ВВП страны на 2–3% в год. Что может для этого сделать Совет Федерации? Ваше личное отношение к введению прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц?

– Наверное, нет страны, в экономике которой не было бы «серого» сектора. Вопрос в его масштабах. При том, что оценить его непросто, тем не менее специалисты согласны, что в России удельный вес «серого» сектора значительный. Считается, что его доля в ВВП России примерно 25%, он охватывает порядка 40% общей численности экономически активной части населения страны.

Понятно, что выведение «серого» сектора из тени позитивно сказалось бы как на экономическом росте страны, так и на наполнении бюджета и внебюджетных фондов. Я согласна с вами, что одними лишь заградительными мерами этого не добиться. Хотя пренебрегать ими тоже не следует. Опыт практически всех стран однозначно говорит о том, что если в системе налогообложения имеются лазейки, позволяющие уклониться от уплаты налогов, всегда найдутся желающие воспользоваться ими.

Правда, этот же опыт говорит и о другом – о том, что бизнес «уходит в тень», спасаясь не только от чрезмерного с его точки зрения налогообложения, но и от бюрократических издержек, связанных с исчислением и оформлением уплаты налогов. Причём, как утверждают эксперты, для среднего и малого бизнеса и в России, и в других государствах этот фактор в плане стимула к переходу в «теневую» экономику имеет даже большее значение, чем величина налогов и страховых взносов. Казалось бы, парадоксально, но факт.

Вот почему совершенствование налогообложения – постоянная задача государства. И её решение складывается не только из перекрытия лазеек, но и из упрощения самих налоговых процедур.

Вместе с тем нуждается в совершенствовании и сама налоговая система: её структура, величина налогов и страховых взносов, функционирование. Такая работа по поручению Президента России идёт. Считаю принципиально важным, чтобы были перекрыты все каналы, которые позволяют людям, получающим приличный доход, числиться безработными и не платить ни подоходный налог, ни взносы в Фонд обязательного медицинского страхования. В то же время не менее важно избежать повышения налоговой нагрузки на граждан, на бизнес. Она не должна вести к ухудшению условий для предпринимательской деятельности, деловой активности россиян. Выступая недавно с отчётом перед Государственной Думой, глава Правительства России заверил, что повышения налогов в текущем году не будет.

Что касается введения прогрессивной шкалы подоходного налога. Не уверена, что для нашей страны это будет лучше. Ведь собираемость налогов обратно пропорциональна их величине: чем они больше, тем хуже собираются.

В целом, если мы хотим иметь стабильную, работающую налоговую систему, то она должна быть прежде всего прозрачной и понятной гражданам. Каждый гражданин должен знать, сколько и почему он платит, куда и как расходуются эти средства. И самое главное, изменения в налоговом законодательстве ни в коем случае не должны ухудшать положение наиболее уязвимых слоёв населения, среднего класса, негативно влиять на социальный климат страны в целом.

                             

– Как вы считаете, если санкции с нашей страны будут сняты, должны ли мы автоматически отменить контрсанкции? Работники сельского хозяйства, которые только-только встают на ноги благодаря поддержке политики импортозамещения, очень этого боятся. Как оградить свой продовольственный рынок от нахлынувших в такой ситуации сельхозтоваров по демпинговым ценам?

– Бесплодность политики санкций очевидна. Однако Запад продолжает упорствовать в их применении. Поэтому отмена контрсанкций не является сейчас актуальным вопросом.

Но даже когда он встанет в повестку дня, то, уверена, непреодолимых проблем нашим сельхозпроизводителям не создаст. Агропромышленный комплекс России сегодня – это динамично развивающийся сектор отечественной экономики. Убедительное тому свидетельство – его устойчивый рост на протяжении нескольких лет подряд. Так, в 2016 году он составил 4%. Показатель высокий даже по самым строгим международным меркам.

В минувшем году отечественный сельскохозяйственный экспорт достиг 17 миллиардов долларов.

Считаю, что достижения российского агропрома – результат не столько протекционистских мер, сколько политики активной поддержки государством отечественного сельхозпроизводителя. Будем проводить эту политику и в дальнейшем. Несмотря на известные трудности, в 2017 году мы направили на нужды АПК свыше 200 миллиардов рублей из бюджета. Действуют программы поддержки фермеров, льготного кредитования сельхозпредприятий, субсидирования отечественных производителей сельскохозяйственной техники и т.д.

Российское государство работает над тем, чтобы укрепить наши позиции на внешних аграрных рынках. Делается это в строгом соответствии с правилами ВТО. В текущем году на данные цели выделено свыше 728 миллионов рублей.

– Есть такое выражение: «Гуманность страны определяется её отношением к старикам и детям». В интервью «АН» (№3 за 2017 г.) председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов говорил о том, что ювенальная юстиция «вползает» в нашу действительность. А органы опеки превратились из спасателей в «цепных псов», которые по малейшему поводу (например, за долги по ЖКХ), а то и без него, изымают детей из семьи. Могут отобрать ребёнка, которого оставили на попечении бабушки и дедушки. Что происходит? Как оградить детей и родителей от такой «опеки»?

– От нарисованной вами картины просто в дрожь бросает. К счастью, она имеет мало общего с реальностью. Никакого разгула ювенальной юстиции в нашей стране не было, нет и – заявляю со всей ответственностью – не будет. Крепкая, дружная семья, в которой родители и дети не разобщены, а любят друг друга, доверяют друг другу, – одна из основополагающих ценностей российской культуры.

Поэтому мы против любых мер, которые идут вразрез с этой ценностью. Вмешательство государства в дела семьи, тем более изъятие детей из семьи, – мера самая крайняя. На неё органы опеки идут только тогда, когда дальнейшее пребывание детей в родной семье сопряжено с очевидными угрозами для их физического, психического, нравственного здоровья. Да, поспешные, опрометчивые решения со стороны этих органов порой имеют место. Но это именно просчёты, а не сознательная установка на разлучение родителей и детей при малейшем поводе.

Наша палата постоянно держит в поле зрения правоприменительную практику в этой сфере, анализирует её. Вместе с коллегами из Государственной Думы готовим предложения по совершенствованию соответствующего законодательства. Цель у нас одна – помощь семье, особенно семье с детьми, содействие её сохранению и укреплению, потому что именно в семье происходят социализация человека, привитие ему важнейших ценностей, с которыми он потом пойдёт по жизни. В этом ключевой принцип нашего подхода к этой проблеме.

– И позвольте ещё о детях. Практически в каждой новостной программе проходят сюжеты о сборе средств для лечения или срочной операции для детей-инвалидов. В основном это связано с тем, что квоту на высокотехнологичную медицинскую помощь получать сложно и долго. Зачастую эти квоты заканчиваются ещё в середине года. Может быть, государству стоит думать в первую очередь о спасении ребёнка, а уже затем об экономической целесообразности его спасения?

– За последние пять лет число детей-инвалидов в России увеличилось на 10% и превысило 600 тысяч. Такая тенденция не может не тревожить. Поэтому оказание своевременной помощи в лечении сложных заболеваний, обеспечение техническими средствами реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья – вопросы, которые находятся под пристальным контролем властей. Они подробно обсуждались осенью 2016 года на заседании Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Пока, к сожалению, ещё есть случаи, когда дети вынуждены получать помощь за рубежом: если в российских клиниках нет необходимого оборудования или недостаточна квалификация медицинского персонала. Вместе с тем у нас открываются всё новые медицинские и реабилитационные центры, расширяется спектр их деятельности, идёт системная подготовка высококвалифицированных специалистов, создаётся доступная среда для инвалидов. Пациентами этих центров высокотехнологичной помощи становятся тысячи детей.

Сейчас в Правительстве по поручению Президента РФ обсуждается вопрос о внесении на законодательном уровне изменений, касающихся системы ранней помощи, всего комплекса медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям-инвалидам. Совместно с субъектами Федерации рассматривается возможность поэтапного расширения программы неонатального скрининга.

Уверена, меры, направленные на улучшение ситуации в сфере лечения и реабилитации детей-инвалидов, будут приняты в ходе «Десятилетия детства», инициативу проведения которого с 2018 года поддержал Президент России.

– В конце – традиционно о планах на будущее. Какие значимые новинки ожидаются в государственном строительстве, законодательстве? Ждать ли нам глобальных кадровых перемен? Ведь кадры решают всё.

– Необходимость в глобальных, как вы сказали, переменах возникает только в условиях глобального кризиса. У нас ничего подобного нет и, убеждена, не предвидится. Программа действий на близкую и среднесрочную перспективу чётко сформулирована в президентском Послании Федеральному Собранию. Надо работать над решением поставленных задач. Вот что, на мой взгляд, требуется от нас всех – политиков, чиновников, бизнеса, граждан.

И это делается. Разрабатываются стратегии, программы модернизации производства, экономической и социальной сферы. Совершенствуются российская государственность, система управления страной. Готовятся изменения в избирательное законодательство. Идёт нормальная, плановая кадровая ротация. Вы сами видите, как много новых лиц в Совете Федерации, Государственной Думе, губернаторском корпусе. Происходят кадровые изменения в федеральной исполнительной власти, в Администрации Президента.

Всё это делается, повторю, продуманно, без спешки, с сохранением стабильности. Это важнейшее условие устойчивого движения вперёд. Майдан России не нужен. Что действительно нужно, так это дальнейшее развитие диалога между властью и гражданами, поиск необходимых для этого новых площадок. Совет Федерации начал проработку этого вопроса. Наш Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству готовит соответствующие предложения.

Ещё одно важное направление – вовлечение в такой диалог молодёжи, студенчества. В Совете Федерации действует целый ряд форматов, дающих возможность молодым людям, включая школьников и студентов, не только обсуждать волнующие их проблемы, но и участвовать в выработке практических рекомендаций, законодательных инициатив. В частности, продуктивно работает Палата молодых законодателей при Совете Федерации. Таких площадок должно быть больше.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram