Отношения Москвы и Анкары нормализовались так же быстро, как и испортились почти 11 месяцев назад. Прорвано кольцо конфликтов вокруг России, возникающих в интересах Запада. Сразу же после визита В. Путина в Турцию группа российских журналистов, представляющих различные СМИ, среди которых были и «Аргументы недели», посетила Анкару и Стамбул. За несколько насыщенных дней удалось понять главное – турки рады окончанию «самолётного кризиса» и настроены на развитие туризма и торговли. Для нынешнего буквально предвоенного времени на западных границах страны такая позиция выглядит чуть ли не «дружбой на вечные времена».
Конечно, проблем между нашими странами хватает. Одна из них – ситуация в Сирии. В турецком МИДе продолжают обвинять Башара Асада и его режим в срыве перемирия в Алеппо и совершении преступлений против человечности. Мол, Анкара настаивает на прекращении боёв, а Дамаск пытается решить проблему при помощи военной силы. Но есть и подвижки. Турецкие дипломаты, уже не колеблясь ни секунды, называют запрещённую в России «Нусру» «стопроцентно террористической организацией». Правда, при этом призывают «не вешать ярлык террористов на всех подряд».
Впрочем, эти разногласия никак не отразились на окончании кризиса из-за сбитого турецким истребителем F-16 российского фронтового бомбардировщика Су-24. В частных разговорах представители некоторых турецких ведомств рассказывают, что после первых известий о несчастном инциденте они были потрясены. Такая же реакция была и у их сослуживцев: «Что происходит? Зачем нам это надо? Война с Россией совсем не нужна! Это огромная страна, русские очень злые, и они нам сейчас устроят!» И хотя с западным стереотипом о «злых русских» согласиться никак нельзя, нужно признать, что в этот раз репутация России сослужила хорошую службу.
По широко распространённой в Турции версии, всё произошло по вине военных (в том числе лётчиков) – приверженцев имама Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. Якобы разведка предоставляла тогда ещё премьеру Ахмету Давутоглу ложную информацию, используя которую он отдал приказ сбивать любые самолёты при малейшем нарушении границы. Однако после падения Су-24 и убийства нашего пилота руководство Турции тоже было шокировано и в течение трёх часов вырабатывало свою позицию.
На все вопросы к лётчикам – будущим путчистам – «зачем вы это сделали?» те дружно кивали на отданный Давутоглу приказ. На самом же деле в планы заговорщиков входило поссорить Россию и Турцию. Но тогда турецкие власти не смогли или не захотели признать, что армия выходит из-под их контроля. Поэтому в спешке они отвечали на вопросы стандартно – взяли вину на себя. Лишь после неудавшейся попытки госпереворота всё встало на свои места.
В итоге сейчас турки за чашечкой традиционного чая дружно переводят стрелки на Белый дом и ЦРУ, отказывающихся под разными предлогами выдавать «лидера террористической организации FETO Гюлена». Поддержка этого проповедника в Турции фактически приравнивается к преступлению. В различных учреждениях и ведомствах гюленовцев выявляют, отстраняют от работы и увольняют сотнями и даже тысячами. Многих арестовывают.
Верна ли такая версия уничтожения нашего самолёта? Для Москвы сейчас это уже не так и важно: президент Реджеп Эрдоган принёс извинения, премьер Давутоглу уволен, пилот-мятежник, сбивший наш самолёт, арестован. По данным «АН», ведётся работа и по тонкому и непростому вопросу выплаты компенсации родственникам погибшего.
Тем не менее в турецкой позиции наблюдается заметная раздвоенность. С одной стороны, турки не стесняются обвинять США, Великобританию, Германию во всех ужасных последних событиях и организации государственного переворота. Но с другой – чиновники продолжают делать заявления о дружбе с Западом, о вступлении в Евросоюз. О выходе страны из НАТО разговор вообще не идёт – это нереалистично. Источники в МИДе Турции объясняют такую позицию спокойно и просто: дескать, «торопиться не надо». Ещё не пришло время для резких заявлений: идёт следствие, возбуждено много дел, будет суд. После него будут и выводы. Пока же Турция хочет законно добиться выдачи имама-террориста.
В любом случае отношения между нашими странами постепенно выходят на докризисный уровень. Некоторые политологи, утверждающие, что президент России поторопился, помирившись с Эрдоганом, глядя из гостеприимного Стамбула, кажутся провокаторами. Пережившая кровопролитные уличные бои во время путча Турция не хочет конфликта с нашей страной. Не нужен он и Москве.
P.S. Читайте в следующем номере неизвестные подробности о попытке турецкого государственного переворота и деятельности Фетхуллаха Гюлена.