В последние дни стало ясно, что Киев всё же решился на массированное применение тяжёлых вооружений и авиации против народа востока Украины. Штурмовики Су-25 бомбят Луганск и Славянск, тяжёлая артиллерия обстреливает города и посёлки. Счёт жертв идёт на сотни. В столице Украины идут разговоры о том, что американцы пообещали закрыть глаза на военные преступления майдановцев, даже если количество погибших составит 2–3 тыс. человек. Однако Россия пока не торопится вводить свои войска в Донецкую и Луганскую республики. Как считают некоторые эксперты, окончательное решение об этом будет принято после поездки В. Путина во Францию 5–6 июня для участия в торжественных мероприятиях в Нормандии по случаю 70-й годовщины высадки союзников.
В политических кругах Киева многие уверены в том, что во время этой поездки Запад постарается оказать на президента России массированное давление по украинскому вопросу. Цель – добиться максимальных уступок и признания Петра Порошенко законным президентом Украины. Наверняка во время двусторонних переговоров с Ф. Олландом, Д. Кэмероном и, наконец, с А. Меркель Москве пообещают нормализацию отношений в случае принятия западных правил игры. Понять это не сложно – Б. Обама во время своего визита в Польшу 3 июня уже озвучил такую позицию. В противном случае президент США пригрозил усилить санкции: «Дальнейшие провокации России будут стоить ей всё дороже».
Так что в ближайшее время Кремлю предстоит принять непростое решение. Как пишет американский журнал Forbes, сейчас В. Путин из-за Украины находится в трудном положении – «он оказался перед важным выбором в своей шахматной партии с Западом». Но жизнь – не шахматы. На востоке Незалежной гибнут люди. Разорванные после авиаударов тела видят миллионы телезрителей. Вечером 3 июня после целого дня ожесточённых боёв с украинской армией командующий обороной Славянска И. Стрелков обратился к России за срочной помощью: «Сейчас в Красном Лимане людей расстреливают прямо на улицах. В Зелёном Клине в лучшем случае увозят в неизвестном направлении, а в худшем – расстреливают любого, у кого нет местной прописки! И это при том, что наши ополченцы оттуда все уже отступили! Этого мало для военного вмешательства? Сколько трупов ещё нужно, чтобы принять решение?»
Тем не менее пока Москва ограничивается лишь грозными заявлениями и нотами протеста. По мнению экспертов, в Кремле по вопросу ввода войск на Украину существует партии – «ястребов» и «голубей». Как написал на своей странице в Facebook политический аналитик, профессор МГИМО Валерий Соловей, в последние дни «в Москве усиливается позиция «ястребов»,которые требуют решительного вмешательства России в гражданскую войну на Украине. По их мнению, Порошенко недоговороспособен, а Запад не готов к пониманию позиции России. «Ястребы» надеются на провал поездки Путина в Нормандию, после чего он даст команду «фас».
Окружение же президента, придерживающееся «голубиной» политики, вообще «из-за возможности оскорбительных для президента РФ ситуаций уговаривает его отказаться от поездки в Нормандию. Боятся, что в гневе он может принять самое радикальное решение», – пишет В. Соловей. Наверняка понимают этот расклад и на Западе. Именно поэтому инаугурация Порошенко спешно назначена на 7 июня – в случае провала переговоров надо успеть «короновать» президента Украины.
Видимо, для того чтобы Запад мог иметь лишние козыри на переговорах, в последние дни украинская армия резко активизировала атаки. Конечно, победить ополченцев будет непросто. Однако тот же И. Стрелков и не скрывает, что противостоять украинским танкам, самолётам и артиллерии его легковооружённые бойцы бесконечно не могут. И даже несмотря на то что, по мнению американской газеты The Washington Post, «бои на Украине свидетельствует о растущей силе сепаратистского движения», без помощи России ополченцы не справятся.
Так что если Запад на встрече в Нормандии не согласится на федерализацию Украины и прекращение огня, то решение о вводе наших войск долго оттягивать будет нельзя. Скорее всего, уже в начале следующей недели Москва либо введёт бесполётную зону над Донецком и Луганском, либо, как минимум, ополченцы «купят в Военторге» серьёзные системы ПВО.