Аргументы Недели → Политика

Татьяна Москалькова: со списаниями государственных долгов надо разобраться

, 12:07 ,

Зловещая формулировка «латание бюджетных» дыр превращается потихоньку для российского правительства из кошмарного сна в суровую реальность. Цены на нефть – ценами на нефть, и вот уже ускоряется приватизация особо лакомых кусков госсобственности, ломаются прежние графики – все во имя скорейшего извлечения живых денег.

На этом фоне происходят вещи совершенно непонятные с точки зрения формальной логики. Россия подобно тому, как подгулявший нувориш движениями классического сеятеля рассыпает вокруг себя чаевые, списывает баснословные долги  всем желающим.
Последний актуальный пример – дружественный Кыргызстан, которому прощается 498 миллионов долларов США.

Желая разобраться в причинах столь ухарской щедрости, а равно в том, как еще долго будет продолжаться расточительство и как его можно остановить,  «АН» побеседовали с заместителем председателя комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, членом фракции «Справедливая Россия» Татьяной МОСКАЛЬКОВОЙ.

 

Прощать долги надо в целях обогащения…

- Татьяна Николаевна, увлекательные игрища со списанием многомиллионных и многомиллиардных долгов длятся со времен СССР. Насколько, на Ваш взгляд, это имело смысл тогда и насколько – сейчас?

- В разрезе политики, проводимой руководством Советского Союза, практического смысла в упомянутом списании было все-таки побольше. Такие шаги базировались на недвусмысленном фундаменте идеологии – не суть при этом какова она была, плоха ли, хороша, - и предпринимались в целях вовлечения иных государств в сферу интересов страны, то есть СССР. Таким образом, решались – и далеко не самым худшим образом, замечу, решались – геополитические задачи. И именно геополитический выигрыш  получался такой, о котором, увы, нам сегодня остается лишь мечтать.

Что есть списание долгов? В сущности это инструмент воздействия, причем, в умелых руках весьма и весьма эффективный инструмент. И всего каких-то 20-30 лет назад им пользовались гораздо искуснее. Так или иначе, с его помощью нам удавалось контролировать изрядную часть мира.

А теперь давайте взглянем на то, как распоряжаются этим инструментом сейчас. Обратимся к цифрам. За последние годы Россией списаны долги Сирии – 9,8 миллиарда долларов, Алжиру – 4,7 миллиарда долларов, Вьетнаму – 9,4 миллиарда долларов, Монголии – 11 миллиардов долларов. Прибавим сюда десятимиллиардное списание (в долларовом, естественно, эквиваленте) КНДР, Афганистану ( 11 миллиардов), Ираку (8 миллиардов) и так далее. В итоге, по самым приблизительным подсчетам Россия простила одним только странам Азии и Африки 75 миллиардов долларов.

- Плюс, скажем так, не только денежные потери…

- Да. Классический пример российская военная база во Вьетнаме, в Камрани. Списание долга давало нам возможность рассчитывать на такой же дружественный жест в виде льготного пользования ею – а это дорогостоящая инфраструктура – однако на деле сначала последовало требование об арендной плате в совершенно немыслимых размерах, а потом… В итоге, как всем известно, в геополитически важной точке планеты у нас – ноль.
- Картина ясна во всей ее неприглядности. А касательно стран СНГ примерно то же самое?

- Отнюдь нет. Есть совершенно другие примеры. В 2003 г. в счет долга Армения передала России Разданскую тепловую электростанцию и акции 4-х крупных ЗАО, включая «Марс», «Ереванский научно-исследовательский институт математических машин», «Научно-исследовательское и производственное предприятие материаловедения». В 2008 г. Таджикистан погашал государственный кредит перед Россией путем передачи нам в собственность оптико-электронного узла «Нурек». Оставшаяся часть задолженности инвестировалась в строительство    Сангтудинской ГЭС-1. Это было оформлено межгосударственными соглашениями, которые  затем, как положено,   ратифицировались парламентами. Такой прагматический подход понятен и оправдан.
В варианте с киргизскими долгами не было официально представлено никаких экономических и политических аргументов, которые бы могли убедить в необходимости отступить от прагматического  законного и обоснованного подхода по взысканию долгов.


А ратифицирует-то кто?

- Ваша фракция «Справедливая Россия» как голосовала по этому закону?

- Справедливая Россия не голосовала за этот ратификационный  закон. Предварительно мы очень подробно обсуждали этот вопрос, анализировали возможные последствия его принятия, говоря попросту – какую выгоду получит российское государство от подобных действий?


Применительно к Кыргызстану мы имеем массу неопределенностей. Начнем с военных баз. Всем памятны совершенно невнятные метания киргизской стороны с базой в Манасе. То Кыргызстан с нами, то с США, то цена одна, то другая.
В результате авиабаза Манас эксплуатируется сейчас американскими силами.  Кроме того, в Кыргызстане в прошлом году достигнута договоренность об обустройстве российской объединенной военной базы  взамен имеющихся 4-х российских объектов – базы подводных испытаний оружия в Караколе, центра военной связи в Кара-Балте, радиосейсмической лаборатории в Майлуу-Суу и авиабазы в Канте. Это итог по сути трехлетних переговоров. Но для России его вряд ли можно признать вполне успешным. Мы рассчитывали законодательно закрепить право базироваться на территории Кыргызстана в течение 49 лет, а получили разрешение  только на 15 лет,  начиная с 2017 года.  

Очень важно понять – если списывается долг, то кому? Народу Кыргызстана? Или Бакиеву, который прекрасно обогатился за время своего правления?

И очень важно помнить о роли России  (в рамках ОДКБ и самостоятельно)  в период урегулирования межэтнического конфликта летом 2010 года. Тогда Россией была оказана помощь Кыргызстану в 20 миллионов долларов и 200 тысяч тонн бесплатных (для Кыргызстана) горюче-смазочных материалов, несколько бортов МЧС с гуманитарной помощью…

И еще одно обстоятельство, которое склонило депутатов фракции «Справедливая Россия» не поддержать этот ратификационный закон: с 1 апреля этого года   делопроизводство в госорганах Кыргызстана не будет больше вестись  на русском языке,  а только на кыргызском языке. До этого времени оно осуществлялось на 2-х языках. Такой шаг может привести к резкому сужению русскоязычного пространства.

Я далеко не уверена, что при нынешних обстоятельствах ратификация подобного Соглашения будет правильно понята нашими избирателями. Особенно при совершенно неприличном недофинасировании программ, связанных с обеспечением жильем военнослужащих, переселения граждан из ветхого жилья и ряда других.

- Какие, по вашему мнению,  первоочередные меры необходимо принять, чтобы навести должный порядок в данном вопросе?

- Самые несложные, можно сказать стандартные. Во-первых, отчасти повторюсь, каждое списание долгов должно предварительно глубоко анализироваться с просчетом всех возможных последствий, а равно выгод для России, которые она получает, списывая кому-то долг.

В пояснительной записке к ратификационному закону по списанию долга с Кыргызстана в качестве одной их 3-х целей указано: позиционировать Российскую Федерацию как крупного международного донора. Только вот не получилось бы так, чтобы страна превратилась в донора, из которого по недосмотру врача выкачали всю кровь…

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram