Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 22(414) от 19.06.2014

Первые «птенцы» Олега Табакова

, 19:34 ,

25 июня в Московской театральной школе Олега Табакова первый актёрский выпуск. Идея создать подобное учебное заведение родилась у Олега Павловича десять лет назад. Вообще он всегда был убеждён – чем раньше артист выйдет на сцену, тем лучше. Сам Табаков уже с 15 лет занимался в театральном кружке «Молодая гвардия» саратовского Дворца пионеров и школьников.

Воплощение идеи началось со строительства нового здания на улице Чаплыгина, 20. Раньше здесь стоял двухэтажный дом, на первом этаже размещался винный магазин, на втором – общежитие Театра-студии п/р Олега Табакова. Старое здание снесли, а вместо него с помощью привлечённых средств возвели новое шестиэтажное. Мебель, оборудование, техника и дальнейшее содержание помещений – на всё это дало деньги правительство Москвы. Школа Табакова находится в подчинении Департамента культуры города Москвы и является государственным бюджетным образовательным учреждением. Все ребята в ней учатся и питаются бесплатно.

«Наш колледж отличается от других актёрских учебных заведений ещё и тем, что мы сами ищем талантливых ребят по всей стране», – рассказывает директор Школы Олега Табакова Юрий Анатольевич Кравец. «С сентября по апрель наши преподаватели ездят по России в поисках талантов. Сейчас, в июне, начинаются вступительные туры и конкурсы. Все абитуриенты отобраны из 16 городов. Наш принцип – расширение географии. Если в прошлом году мы посещали, например, Сургут, Астрахань и другие города, то в этом – Краснодар, Новосибирск, Новгород и т.д. Хотим, чтобы талантливые дети из глубинки имели возможность приезжать к нам учиться. При нынешних ценах на билеты и вообще дороговизне жизни не все могут самостоятельно добраться до Москвы из Усть-Илимска или Камчатки. А у нас в школе учатся ребята из самых отдалённых уголков России. Всем, кого мы выбираем и приглашаем на вступительные экзамены, оплачивается проезд до Москвы. Здесь же, в студенческом общежитии, которое находится в самой школе, абитуриенты живут во время экзаменов, питаются бесплатно в столовой.Страна у нас талантливая. Однако на курс набирается не так много – 24 человека. Тем, кто не поступил, мы всё равно оплачиваем обратный билет домой. На это даёт деньги департамент культуры. Помимо этого у школы есть друзья-спонсоры. Один из них – компания ResStar –обеспечивает питание детей, другой – банк ВТБ-24 – финансирует поездки по стране наших преподавателей. Оплачивает дорогу, командировочные, проживание, аренду помещения, где проходят просмотры талантливых ребят».

О.П. Табаков и В.М. Егоров с учениками 4-го курса школы

Прежде чем поехать в тот или иной регион, Юрий Анатольевич Кравец отправляет в администрацию губернатора письмо за подписью Олега Павловича Табакова,что в таком-то месяце преподаватели школы хотели бы провести в области просмотр юношей и девушек, которые учатся в 9-м классе. Дальше представители школы связываются с местной администрацией, региональными управлениями культуры, с площадками – театром, дворцами культуры, где будет происходить отбор. Даётся реклама в местных СМИ. Конкурсанты читают стихи, басни, отрывки из прозаических произведений. Можно петь и танцевать и даже показывать фокусы. Чем разнообразнее жанры, тем лучше для конкурсанта. В итоге из нескольких сотен желающих в каждом регионе отбирается, как правило, 5–6 самых перспективных ребят. За год преподаватели объезжают порядка 12–13 регионов. Плюс отдельный просмотр в Москве, который проходит в апреле три воскресенья подряд. Из всего этого количества, наконец, определяется «костяк», допущенный до июньских вступительных экзаменов.

Так поступили в школу и нынешние выпускники, студенты 4-го курса Алина Кушим и Евгений Константинов.

«Я родом из Иркутской области, из посёлка Усть-Ордынский, – рассказывает Евгений. – Тётя у меня работает режиссёром в Центре досуга, в любительском народном театре, где я занимался с 11 лет. На одном из фестивалей на Байкале мне сказали, что из Москвы, из открывшейся недавно Школы Олега Павловича Табакова, приедет комиссия, чтобы отбирать перспективных ребят. Я прошёл первый тур в Иркутске. Затем прилетел в Москву и поступил. Что мне понравилось сразу – это то, что здесь мы живём и учимся в одном месте, получается, как семья, большой и дружный дом. Заканчиваем 10‑й и 11-й классы по обычной общеобразовательной программе. Плюс специальные дисциплины: мастерство, танец, речь, вокал. То же самое, что преподают в актёрских вузах. Я больше всего любил балет. Вела у нас эту дисциплину Лариса Борисовна Дмитриева, прекрасный человек и педагог».

«Я жила в Москве, занималась в разных актёрских студиях, – рассказывает Алина Кушим. – Когда узнала про школу, начала готовиться с репетиторами, занималась с мастерами сценической речи. Ходила на экзамены в специально сшитой жёлтой рубашке и галстуке-бабочке. Мама у меня имиджмейкер – посоветовала одеваться ярко. И Олег Павлович меня, кажется, сразу заметил. Ну это я так, в шутку… Когда поступила, переехала в общежитие колледжа. Здесь так принято, чтобы и москвичи жили со всеми студентами. Это сплачивает, вырабатывает командный дух, умение жить и существовать в коллективе. Да и распорядок дня тут очень плотный: подъём в 8:30. После завтрака, в 9 часов, начинаются занятия по расписанию. Это и образовательные предметы, и специальные: мастерство актёра, танец, вокал. Потом перерыв на обед. Затем снова уроки, репетиции. Потом полдник и ужин.
К 21–22 часам всё заканчивается, хотя мы ещё пытаемся репетировать, потому что в 23:00 отбой. В общем, я получала удовольствие и от самого процесса обучения, и от этого совместного «жития и сотворчества».

«Естественно, что в течение всех четырёх лет наши студенты не только получают знания и актёрское мастерство, но и приобщаются к столичной и мировой культуре, – продолжает разговор Юрий Кравец. – Ходят в театры, музеи, на выставки, ездят со своими педагогами, например, в Коломну и Ясную Поляну, где не только осматривают экспозицию, но и обсуждают, задают вопросы. В процессе обучения мы рассказываем и показываем ребятам, что такое спектакль, с чего он начинается, кто такой художник по костюмам, по декорациям и свету, хореограф, музыкальный руководитель. Все эти составляющие студенты должны знать и понимать. Знать весь путь создания спектакля! Вплоть до того, как ставятся, переносятся, разбираются декорации. Часто им самим приходится помогать и выступать в качестве монтировщиков сцены. Или вот у нас есть такая традиция: после первого спектакля мы отдаём актёру его костюм, и затем он сам следит за его состоянием: чтобы костюм перед спектаклем был всегда выстиран и выглажен. Как говорится, приучаем ребят к порядку с младых ногтей…»

Ю.А. Кравец – директор, режиссёр, педагог школы

На первых двух курсах в Школе Олега Табакова ещё не ставят полномасштабных постановок. А вот на нынешнем третьем курсе ребята уже играют целых два спектакля. Четыре имеет в своём творческом багаже четвёртый, выпускной курс. Все они идут на сцене школы, на них даже продают билеты, которые стоят 300 рублей. Что интересно, студенты, принимающие участие в той или иной постановке, получают гонорары, пусть и символические – 100 рублей. Иногда школа выезжает со своими спектаклями на гастроли. Недавно показывали в Саратове «Доходное место». В саратовском ТЮЗе не 72 места, как в зале Школы Табакова, а целых 600. Поэтому, по словам режиссёра спектакля Михаила Миронова, ребята поначалу слегка волновались, но в итоге сыграли достойно.

Виталий Михайлович Егоров, педагог, актёр, режиссёр:

«У нас пока нет конкретных руководителей и мастеров на курсах. Все курсы курирует Олег Павлович Табаков. Наверное, после первого выпуска ситуация изменится, но пока Олег Павлович занимается со всеми. Проводит мастер-классы, раз в месяц студенты готовят самостоятельные работы, и Табаков смотрит эти показы. Приходит на экзамены, следит за тем, как растут его питомцы. Можно сказать, сам активно занимается селекцией. Если нам, педагогам, хочется кого-то отчислить, а Олег Павлович убеждён, что в студенте «что-то есть», его слово всегда последнее и решающее. Вообще все студенты относятся к Табакову как к Богу. И это правильно. Недавно у нас был последний показ спектакля «Пастух и пастушка», который всегда очень нравился Олегу Павловичу. Мы начали работать над ним с нынешними выпускниками ещё на третьем курсе, и спектакль действительно получился искренним и светлым. Они мало что знали о Великой Отечественной войне, она была от них так далеко, но, когда приступили к репетициям, ребята стали приносить какие-то письма своих прадедушек с фронта, искали неожиданные детали и повороты, думали о каждой мизансцене, о костюмах. Наша школа приучила их к главному – к инициативе, самостоятельности, к погружению в творчество с головой.И мне как педагогу немного грустно, что первые наши выпускники, такие талантливые и такие разные, на днях покинут своё «родовое гнездо…»

Однако вряд ли большинство «птенцов» Табакова далеко улетят от этого гнезда. Школа была придумана Олегом Павловичем для того, чтобы растить собственные кадры. И недаром многие ребята четвёртого курса плотно заняты в репертуарах МХТ имени Чехова и Табакерки, некоторые из студентов играют главные роли в спектаклях. В этом году должно открыться новое здание Театра п/р Табакова на улице Гиляровского, с залом на 450 мест. И там уж точно пригодятся свежее дыхание, новый «незамыленный» взгляд и неуёмная энергия первых выпускников Школы Олега Табакова

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram