В Малом театре (помещение филиала на Б. Ордынке в Москве) идут премьерные спектакли по знаменитой пьесе С. Найдёнова «Дети Ванюшина» (1901). Зритель находит здесь всё, чего ждёт обычно от Малого театра: добротность постановки, тщательность сценографии, солидные актёрские работы. И то сказать, в главных ролях – настоящие звёзды: Борис Невзоров и Людмила Полякова.
Несколько десятилетий я читаю ругань насчёт «бытового психологического театра» как устаревшей рутины и всё прошу подсказать, где указанное непотребство находится. Ведь быта в современном театре почти что и не сыскать. Сама с трудом нашла несколько местечек, ещё не прихлопнутых «модернизацией». Но даже в Малом театре настоящий, густой быт, чтоб с переменой декораций, с бутафорией, с объёмом характеров да с огоньком игры – помаленьку выводится. Однако процесс не фатален – и «Дети Ванюшина» тому счастливое подтверждение.
Большой дом купца Александра Ванюшина. Дом сооружён художником А. Глазуновым в разрезе, на поворотном круге, так что всё разглядишь не спеша и в деталях: и залу, и столовую, и гостиную. Когда за обедом большая несчастливая семья собирается вместе, стол накрыт тщательно и подробно, а хлопотливая мать на мгновение замирает от блаженства: наконец утихли свары, можно хоть немного насладиться покоем и уютом.
Всё-таки это не сборище случайных людей, их свела вместе сердечная забота старших Ванюшиных. Отец и мать, классически прекрасные: седовласый мощный Александр Егорович (Б. Невзоров) и под стать ему исполинская, кипящая от энергии Арина Ивановна (Л. Полякова). У них шестеро деток, и с каждым всё, как говорится, не слава Богу. Так и живёт семья – скандалами и ссорами, то сын семейные деньги украдёт, то блудная дочка с шумом вернётся в отчий дом лицемерно заламывать руки. А родителям – слёзы и горе.
Постепенно вырастают контуры этой нешуточной драмы – и она не сводится к череде досадных происшествий. Это глубокая драма патриархальной семьи, где родители стремятся отвечать за всё, а дети не хотят отвечать ни за что. Родители хотят «укрыть сердцем» всю жизнь семьи, сделать её ясной, спокойной, благолепной, но этот тотальный контроль невозможен. Ванюшин Невзорова – явный «самодельный человек», выбился из низов и сам построил свой дом. Он, может быть, недалёкий, ограниченный, но славный человек, он всем сердцем любит своих детей – и он обречён надорваться, замучиться в своей напрасной любви. Для домашних он идол и тиран, он нависает над ними в непрестанных требованиях – и они ненавидят его животной, инстинктивной ненавистью, не понимают, не слышат… Последняя сцена с Ванюшиным, когда он, больной, полубезумный, прячет деньги под коврик, чтоб их отдали выгнанной из дома племяннице, исключительно трогательна, да так и должно быть. Что сердцем сыграно – то и трогает за сердце…
Слажен крепкий ансамбль, и актёры разных поколений понимают друг друга, играют без фальши, в общем тоне, так что в жизнь этой семьи зрителю легко войти и поверить в неё. Это заслуга режиссёра-постановщика Виталия Иванова, настоящего профессионала, служащего Малому театру сорок лет. Сейчас, когда в моде только самодеятельные режиссёры, вроде как неудобно хвалить постановщика за профессионализм. Или за вкус и чувство меры… Но, поверьте, сладить спектакль, где действуют пятнадцать персонажей, и у каждого своя жизнь и судьба, свой характер, своя личная драма, – это подлинный труд.
«Дети Ванюшина» так густо населены людьми и событиями, что можно смотреть спектакль несколько раз, наслаждаясь отделкой образов (некоторые зрители так и поступают, «Дети Ванюшина» идут на сплошных аншлагах и актёры на поклонах утопают в цветах). Невзоров и Полякова прекрасны, но как не сказать доброго слова, к примеру, о Д. Марине – он играет небольшую роль мужа блудной дочери Людмилы, Степана Красавина. Такой лихой этюд об усатом бесстыжем коммерсанте, забулдыге и прохвосте, очень узнаваемом, очень современном. Или жеманная генеральша Кукарникова и её «модерновая» дочь (А. Евдокимова, А. Дубровская) – гламурные чудища, которые являются в конце спектакля окончательно разрушить дом Ванюшиных. Таких блёсток в постановке В. Иванова удивительно много, но пиршество актёрской игры тут не самоцель.
Всё пронизывает «сердечная мысль» о том, как трудно и драматично в России строительство семьи. Как её разносят в клочья эгоизм и отсутствие меры во всём. Как нелегко скрепить сердцем то, что ты не понимаешь умом. И что добить отца, который всех кормил и обо всех печалился – дело, в общем, нетрудное, а может, лучше было бы поберечь его?
Никакой внешней модернизации – воссоздана обстановка начала ХХ века. Но ритмы спектакля живы, легки и современны, зритель ни минуты не скучает, откликаясь на события в семье Ванюшина. Ведь семья – наша общая тревога, отцы и дети не переводятся пока что на русской земле, и запрос на эту тему по-прежнему высок. Вот художественных ответов на этот запрос маловато, семейную тему оседлали бездарные сериалы. Так что Малый театр вовремя «подал голос».