8 марта состоялось третье по счёту вручение Российской актёрской премии «Фигаро», затеянное театром «Русская антреприза имени Андрея Миронова» (Санкт-Петербург).
Статуэтку белого бисквитного фарфора (Миронов в роли Фигаро) вручили в этот день под разными предлогами достойным людям. К примеру, «Фигаро» «За служение русскому репертуарному театру» получил и худрук Малого драматического театра – театра Европы, премудрый Лев Додин, и худрук Александринского театра, высокотехнологичный Валерий Фокин.
Оба, конечно, генералы по табели о рангах. Только Лев Додин вырастил сотни учеников. Открыл, выучил, способствовал развитию талантов. Тогда как Валерий Фокин в своих пессимистических композициях только использует артистов, и далеко не всегда это бывает интересно и удачно.
К Олегу Табакову никаких вопросов не возникает. Улыбаясь и шутя, с лицом, похожим на добрый круглый пшеничный хлеб (это обычная маска остроумца и хитреца), Табаков принял «Фигаро» по праву и по заслугам. Олег Павлович, конечно, символ того, до каких высот может дорасти непьющий русский актёр. Но тут есть и коварство: сиятельный образ Табакова явно смущает некоторых актёров, и они мечтают иметь собственный театр. А некоторые даже имеют. Но по силам ли это им, по уму ли?
Ведь надо кроме амбиций ещё голову на плечах иметь, как Табаков, чтобы создать «Табакерку», где вызрели десятки талантов. Чтобы собрать, как коллекцию драгоценностей, уникальную труппу МХТ. Другое дело – кто и как с этими драгоценностями обращается, но они собраны вместе, и это заслуга Табакова.
Прелестная Светлана Немоляева, великолепная актриса, с «Фигаро» в руках вспомнила своего мужа, недавно ушедшего от нас Александра Лазарева. А неимоверная красавица Эмилия Спивак, актриса Санкт-Петербургского молодёжного театра, могла бы вообще ничего не говорить – так, злодейка, хороша. Удивительно приятное впечатление произвёл и Юрий Стоянов, предложивший сформулировать основание к его призу так: «За то, что состоялся на стороне, не состоявшись в театре». Да, пусть на ТВ, но он состоялся как актёр, поэтому приз вполне законный – тем более Стоянов замечательный, глубокий артист, имеющий вкус и чувство меры. Странно, что театры его упускают из виду, это следовало бы срочно исправить!
Юрий Стоянов в этот вечер зажигательно исполнил нечто знойное на гитаре. А молодой, известный тем не менее всей стране благодаря телевидению Александр Олешко тоже получив «Фигаро», спел песенку. У Олешко много дарований, но когда человека так изобильно показывают по ТВ, дело всегда пахнет драмой. Есть опасность примелькаться, надоесть, разменять талант на пустяки. Это хорошо знает ещё один «получант» премии – Игорь Скляр. Его настоящее, серьёзное драматическое дарование знакомо сотням тысяч людей. Но как вечно улыбающегося паяца, который «на недельку до второго уедет в Комарово», его знают миллионы. А из-под миллионов вывернуться – фантастически сложно.
Но были среди лауреатов премии «Фигаро» такие герои, чья жизнь не вращается вокруг миллионов – что людей, что денег. Скромные работники, «трудовые пчёлы», которым быть на таком празднике было удивительно, странно и приятно. Актриса из Вятки Марина Карпичева, выдающийся режиссёр-аниматор Ирина Евтеева, профессор Щукинского училища Владимир Иванов, руководители детской театральной студии Сергей Бызгу и Ольга Карленко, актёр Дмитрий Воробьёв…
На их лицах лежал налёт мысли и грусти. Призы и подарки таким людям украшают их трудовую жизнь. «Фигаро» Евтеевой, кстати, вручил сам Александр Сокуров – она работает по уникальным технологиям, которые изобрела лично, и это близко душе мастера. Вообще «вручанты» и сами были крупного калибра – Светлана Крючкова, Левон Оганезов, Татьяна Пилецкая, Вадим Абдрашитов, вице-губернатор Спб Василий Кичеджи… И приветственное слово от Даниила Гранина. Солидно. И притом – быстро, легко и весело.
Вышел на сцену и кудрявый Эмир Кустурица – он ещё на русской сцене ничего не поставил, но, видимо, это впереди. Кинорежиссёр, было такое впечатление, немного устал от русской любви, что, очевидно, и роднит его с образом Андрея Миронова. И весь вечер метался за сценой, меняя фраки, худрук «Русской антрепризы», главный затейник вечера – Рудольф Фурманов.
К третьей церемонии вручения «Фигаро» вышла его новая книжка воспоминаний об актёре – «Мне снился сон: Андрюша был спасён». На основе своих дневниковых записей Фурманов попробовал восстановить ту далёкую и уже невероятную жизнь, когда он возил своих любимых актёров по концертам. Видел их близко-близко. Знал о слабостях, бедах и проблемах. Попадал в анекдотические ситуации. И преданно служил им, что и продолжает делать сегодня.
Премия «Фигаро» – чистая премия, её дают не по результатам всеобщих интриг, а просто по любви. Она равняет в правах «генералов» от театра, его «лейтенантов» и даже «медсестёр», достаётся творческим работникам разных возрастов и мест жительства. Андрею Миронову бы это понравилось. Он, кажется, и сам с удовольствием получил бы премию своего имени.
Ведь у гениального артиста не было никаких премий. (Ни одной «Золотой маски»! Вы подумайте!)
Но какие премии нужны тому, кого Бог поцеловал, – это отдельный вопрос…