Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 48(590) от 07.12.17 13+

Тарантино отдыхает...

, 20:46 , журналист, обозреватель, продюсер

Похоже, что недавняя премьера «Оперынищих» Московского театра Сатиры с Максимом Авериным открыла зрителю другой театр. Этот театр с первых минут шокирует зрителя и по ходу пьесы разрывает его сердце, а сценическая жизнь актёров становится реальной российской действительностью. Но всё по порядку.

АНГЛИЙСКИЙ поэт и драматург первой трети XVIII века Джон Гей написал  «Оперу нищего» в 1727 году, и заядлые театралы знают, что сюжет своей знаменитой «Трёхгрошовой оперы» Бертольт Брехт позаимствовал у него. Эпоха Просвещения позволила Джону Гею сделать главными героями своей пьесы вора и проститутку, а викторианский Лондон обвинить в социальном лицемерии. Брехт же в своей «Опере» провидчески изобличал заражённый фашизмом Берлин.

Пьеса Бертольта Брехта часто появлялась на подмостках наших театров. Несколько раз к ней обращался и Московский театр Сатиры. И многие запомнили в брехтовской «Опере» звёзд советского и российского театра: Андрея Миронова, Спартака Мишулина, Михаила Державина, Татьяну Васильеву, Юрия Васильева. И когда в афише театра появилось название «Операнищих» (именно так, в одно слово пишется название), все были готовы увидеть новый сценический вариант известной пьесы. Хотя в качестве автора фигурирует вовсе не Б. Брехт, а Дж. Гей, хотя герои одни и те же: бандиты, полицейские, проститутки, Мэкхит, чета Пичемов, Полли, Люси. Так что поклонники Театра Сатиры надеялись увидеть яркое, фееричное зрелище о нелёгкой воровской судьбе за «кордоном». Но увидели другое.

Всех «обманули» питерский режиссёр Андрей Прикотенко, заслуженный Глухарь и феноменальный артист Максим Аверин в роли Макса и художественный руководитель театра Александр Ширвиндт. Причём «обманули» конкретно, так как всё действие пьесы перенесено в современную российскую действительность. «Это достаточно жёсткий спектакль, в котором звучит сильное трагическое высказывание на тему одиночества человека в современном мире, – заявляет на сайте театра режиссёр Андрей Прикотенко. – Я полностью переписал пьесу. Иван Кушнир написал музыку. Зрители должны понимать, что «Операнищих» – не развлекательный спектакль. Он заставит сопереживать героям, возможно, будет чем-то возмущать, будоражить. Для Театра Сатиры, на мой взгляд, это необычная постановка. Я, может быть, рискну сказать, что в этом театре ещё не было такого звучания, такой остроты, современности и трагизма».

Белый помост с небольшой площадкой, мощённой тротуарной плиткой, и канализационным люком. Задник – огромный экран (а-ля кинозал), на который проецируется видео происходящего на сцене. Причём online-проекция зернистая, в стиле старой киноплёнки. «Для нас видеопроекция в «Оперенищих» – некое всевидящее око, которое следит за всем, как в научной лаборатории мы воссоздаём взгляд бездушного существа, который символизирует систему в целом и делает нас сокамерниками той реальности, в которую нас погружают текст и постановка. Мне кажется, нам удалость найти баланс между спонтанно возникающей кинофактурой и реальным существованием актёров на сцене, а зритель может выбирать среди параллельных действий свой угол зрения», – написал в социальной сети видеохудожник спектакля Олег Михайлов. И лишь время, дата да таймер постоянно возвращают нас в жуткую реальность, где кровь, убийство, трупы, части тела, цинизм и предательство являются обыденностью, как в фильмах Тарантино. Только этот Тарантино – нашего российского разлива, разлива 2000-х. Ведь действие происходит в городе Кучино, перекликающемся с реально существующей станицей Кущёвской, ставшей известной своим беспределом. Удивительно, но и актёрам Юрию Воробьёву (Топор), Светлане Малюковой (Поля), Евгению Хазову (водитель Топора), Светлане Рябовой (Маша), Александру Чевычелову (начальник полиции), Ольге Шаишмелашвили (сценография и костюмы), Игорю Фомину и Константину Щепановскому (художники по свету) удалось так пройти по лезвию бритвы, что, несмотря на мат, провокацию, жесть и неприглядную сексуальность, получился спектакль-высказывание, которому сопереживаешь, сочувствуешь. Хотя скатиться к порнухе и оголтелости можно было очень просто. Возможно, это большая заслуга Максима Аверина, который доказал всем и, похоже, прежде всего самому себе, что он фантастический актёр – яркий, глубокий и многогранный, способный радовать, удивлять и восхищать. Только неравнодушная душа и сердце способны были решиться на такой творческий подвиг. Это касается всех, кто создал «Оперунищих». Браво, Сатира! Тарантино, действительно, отдыхает.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram