Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 47(538) от 1.12.16

Алеппский блицкриг

, 08:37

Стремительная операция по ликвидации большой части алеппского котла стала важнейшей победой для России, Сирии, Ирана, ливанской «Хезболлы» и Ирака. А для «умеренных» головорезов, поддерживаемых Европой, США и арабскими монархиями залива, произошла катастрофа.

Если нет входа – надо войти через выход 

Буквально за несколько суток сирийская армия и её союзники при активной поддержке и под руководством объединённой группировки войск России (особенно ВКС) освободили почти половину котла в восточном Алеппо. А если учесть то, что армия Сирии до этого постепенно сократила площадь котла почти в 1,5 раза, то можно сказать, что успех ошеломительный. Особенно по срокам проведения этой части операции.

Она началась 22 ноября, причём весьма неожиданно. Главный удар был нанесён по хорошо укреплённому району Ханано, до того не штурмовавшемуся. Ранее бои с переменным успехом шли в других местах. Сейчас же армия зашла туда, где её никто не ждал. Так сказать, вместо входа вошли через выход.

Армия Сирии и её союзники скрытно сосредоточили большие силы. Кроме Республиканской гвардии, в том числе дивизии «Тигры» бригадного генерала Сухейля аль-Хассана, спецназа разведки и элитной бригады Сил национальной обороны «Соколы пустыни», в операции участвовали и весьма боеспособные бригады ополчения партий БААС
и «Хезболла» и также бригада «Лива Аль-Кудс». Последние – это, так сказать, правильные палестинцы в отличие от предателей из ХАМАС, продавшихся за катарские деньги боевикам и забывших всё то добро, что сделал сирийский народ палестинским беженцам.

«Лива Аль-Кудс» сыграла в операции существенную роль. Правда, заплатив в итоге жизнью своего бессменного основателя и командира, полковника Мухаммада Махмуда Раффи. За последние месяцы он был, как минимум, дважды награждён российскими военными наградами. Вручал ему их сам командующий группировкой генерал-лейтенант Александр Журавлёв, что говорит о многом. Награждён полковник был за освобождение палестинского лагеря Хандарат в восточном Алеппо и госпиталя аль-Кинди – одного из символов героического сопротивления сирийской армии. Для сирийцев развалины этого госпиталя – как для русских Брестская крепость. Теперь бригаду возглавил его брат. Кстати, новые погоны ему также вручали наши офицеры прямо на похоронах полковника Раффи.

Турагентство «Зелёные автобусы» 

Ханано пал неожиданно быстро, после массированных авиационных, артиллерийских и ракетных ударов. Некоторые боевики, сидящие в котле на голодном пайке, несколько поумнели и экстренно согласились на эвакуацию в Идлиб на легендарных уже зелёных автобусах. Они, кстати, обычно китайские и новые.

Стратегическое положение Ханано, вклинивавшегося в оборону боевиков, и господствовавшего над застройкой в соседних районах, поставило до того относительно прочную и вязкую оборону «умеренных» головорезов под удар. Создалась угроза перерезания «шейки» котла, ведь расстояние до противоположных правительственных районов было порядка 1,5–2 км. Из Ханано удары были нанесены и по соседним районам – в рядах боевиков началась паника. Часть банд побросали оружие и воспользовались шансом на амнистию, тоже уехав «зелёными маршрутками». Кто-то убежал в курдский район Шейх-Максуд. Значительная часть быстро и весьма неорганизованно отступила в южную часть котла.

Буквально за несколько суток под контроль армии перешли десятки квадратных километров территории города: 12 кварталов с более чем 3500 зданий и с населением более 80 тыс. человек. В ряде случаев быстрой сдаче сопутствовали и договорённости с рядом бандформирований, хотя вряд ли они были основаны на материальной основе. Конечно, такое случалось в ходе операций в Алеппо, но сейчас армия не стала платить за то, что можно взять бесплатно.

В освобождённых районах идёт фильтрация населения, зачистка от мин, боеприпасов и оружия, налаживается снабжение – войска уже «стучатся» в оставшуюся часть «котелка» с боевиками. Очевидно, что укрепиться им не дадут. К тому же взятие такого обширного района позволит высвободить солидные силы – в операции участвовали от 10 до 20 тыс. бойцов.

Факторы успеха 

Нынешняя операция является следствием последовательной работы наших военных вместе с ливанцами из «Хезболлы» и иранцами. Если раньше на ликвидацию любого прорыва противника приходилось бросать в первую очередь штурмовиков «Тигров» и «Соколов пустыни» при поддержке гвардейцев 4‑й мехдивизии и ряда других соединений, то теперь таких «пожарных частей» стало много. Далеко не всегда их даже привлекают – обычные сирийские армейцы справляются сами.

Ещё несколько месяцев назад в Алеппо не было даже системы единого командования. Различные ополченцы воевали зачастую сами по себе, да и проиранские шиитские формирования тоже не всегда были управляемы. Теперь всех жёстко координируют российские штабисты. Ряд формирований за долгие годы войны и вовсе «прирос к земле»: бойцы обзавелись связями и неформальными договорённостями с противником и пассивно саботировали наступательные операции, имитируя их, – это тоже удалось сломать.

Появилось взаимодействие между частями. Конечно, ему далеко до совершенства. Опыт недавней «битвы битв» с боевиками, пытавшимися прорвать кольцо, показал, что налажена и система огневого поражения противника. Причём во взаимодействии с дистанционными средствами поражения и авиацией, что позволило не бояться считавшихся до того очень опасными «шахид-мобилей».

Работать, работать и работать

Но последовательная работа продолжается. В Сирии формируется 5-й штурмовой корпус, причём в отличие от 4-го, куда включались уже существовавшие соединения, этот создаётся «с нуля», из добровольцев. Их денежное содержание по местным меркам очень высокое – 250–350 долларов в месяц. Отбоя от желающих туда попасть нет. Очевидно, было решено, что вместо переучивания и избавления от выработанных на войне неправильных навыков лучше сразу учить так, как надо, а опыт постепенно появится. То есть формирование сирийской армии заново идёт на правильной основе.

Причём работа проводится последовательно и во взаимодействии со странами-союзниками. В Сирии были, есть и будут ливанцы из «Хезболлы» (прекрасные солдаты, наверное, одни из лучших в регионе), иранцы, появились китайские инструкторы и советники, а теперь ещё и египетские офицеры и спецназовцы. Как и египетские боеприпасы и оружие в дополнение к нашему, китайскому или иранскому. Правда, те же китайцы и особенно египтяне едут в Сирию не только чему-то учить, но и учиться полезному боевому опыту, особенно у наших военных.

Что до Ирана, то он опять заговорил о передаче в пользование ВКС авиабазы в Хамадане, ранее используемой для транзита или дозаправки военных самолётов.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram