Чаевые лечат от угрызений совести
Эпидемия привнесла в обычай «отблагодарить» новое содержание
30 апреля 2021, 17:00 [ «Аргументы Недели» ]
Чаевые – вечный предмет спора. Но сейчас даже не об их размерах. А о том, почему мы даем их официантам, курьерам и другим людям, делающим для нас полезные дела.
Принято считать, что чаевые – это благодарность клиента за хорошо сделанную работу – быстро поданное и вкусное блюдо, атмосферу ресторана, вежливость и юмор сотрудника. Но эпидемия привнесла в этот обычай новое содержание. И чаевые теперь – это борьба с угрызениями совести.
"Во время пандемии кафе и рестораны работают с ограничениями или закрыты вовсе. Но те, кто сегодня заказывают еду на вынос или курьерскую доставку, оставляют больше чаевых, чем обычно, показало исследование. Почему?", - задается вопросом швейцарское издание Tages-Anzeiger.
Сегодня меньше возможностей оставить чаевые официантам
Однако в исследовании, проведенном компанией Civey, изучающей общественное мнение, 32% из 10 тыс. респондентов отметили, что во время пандемии Covid-19 они стали давать значительно больше чаевых, чем раньше.
"Это исследование удивительно, потому что поведение в отношении чаевых отличается при заказе через приложение или по телефону и при оплате наличными", - говорит социолог Кристиан Штегбауэр.
До пандемии ученый провел исследовательский семинар во Франкфуртском университете имени Гете, опросив официантов и гостей на тему чаевых.
"Один из сделанных им выводов: чаевые - это гораздо больше, чем финансовая реакция на качество обслуживания. То, сколько чаевых оставит человек, зависит не только от принятых норм, но и от психологических факторов, говорит Штегбауэр: "Если мужчина приглашает женщину на первое свидание, он, скорее всего, будет более щедрым, чем обычно".
"По мнению антрополога Джорджа Фостера, чаевые - это своего рода внутреннее избавление от угрызений совести. Пока вы хорошо проводите время, другим приходится ради этого работать. Чтобы побороть зависть и чувство стыда, люди дают обслуживающему персоналу немного денег в качестве компенсации".
"За последний год этот контраст стал еще более выраженным. Работники сферы общественного питания практически не имеют контакта с гостями, их материальное положение ухудшилось в сравнении с обычными временами - поэтому люди, забирая свою пиццу, с удовольствием оставляют немного денег из солидарности, в том числе и работающему в стрессе курьеру", - отмечает издание.