Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Жаркое из блогов 13+

Самое странное 1 сентября: чего боятся учителя

Образование во всем мире переживает революционную эпоху, и обратной дороги нет

, 11:08 Источник: echo.msk.ru/blog/e_yamburg

Самое странное 1 сентября: чего боятся учителя

Но что год грядущий нам готовит? Опасность заражения детей действительно сохраняется. Но ее легче блокировать в организованном учреждении. В настоящее время все педагоги и сотрудники московских школ прошли тесты на COVID-19. Школы обеспечены тепловизорами, перчатками, специальными моющими средствами и т.п. Безопасность прежде всего!

К слову сказать, к положительным последствиям дистанционного обучения следует отнести то, что оно спасло здоровье детей и педагогов. Мы ограничились минимальными потерями. Но как только жесткие ограничения были сняты и люди расползлись по пляжам и курортам, там они и подхватили коронавирус, что, между прочим, и выявило обязательное и своевременное тестирование накануне нового учебного года. 

Всемирная организация здравоохранения не случайно рассматривает здоровье как комплексный показатель, включающий здоровье физическое, психическое и нравственное. Поэтому я разделяю решение Министерства образования о нормальном начале нового учебного года и проведении праздничных линеек. Во-первых, потому что существуют устоявшиеся традиции, нарушать которые не след. Лишать детей этого праздника нельзя, особенно после вынужденной изоляции, вызвавшей панические атаки и породившей депрессию, чрезвычайно важно вселить в детей и взрослых оптимизм и волю к жизни. Такой праздник — это своеобразный сеанс психотерапии, в котором в равной степени нуждаются и взрослые, и дети.

Разумеется, все нужно делать по уму, в соответствии с реальными условиями. Коль скоро школа расположена в центре города и перед ней небольшая площадка для сбора учащихся, то нельзя скапливать на пятачке массу учащихся, подвергая их опасности заражения. В такой ситуации праздничная линейка действительно неуместна. Единственный выход — с соблюдением дистанции через разные входы запустить детей в школу, а затем пройти по классам и поздравить первоклашек. 

Но у меня перед школой большая площадь, в центре которой памятник Булату Окуджаве. На такой площадке есть возможность на безопасном расстоянии поставить первые и одиннадцатые классы, родителей учащихся, их бабушек и дедушек. Первым выпускникам этой школы сегодня 59 лет. Вокруг памятника пойдет запряженная пролетка, в которой проедет золотая пара, дающая первый звонок. Золотой парой считаются родные братья или сестры, один (или одна) из которых в этом году оканчивает школу, а другой идет в первый класс. Поразительно, но за все предыдущие 44 года такая пара находилась. Так будет и нынче в 45-й раз. Заиграет школьный оркестр. А родители смогут все это снять на смартфоны. Время летит стремительно, и спустя десятилетия нынешние первоклашки, став родителями, будут показывать эти ролики своим детям. Празднику быть!

А дальше начинаются будни. Какими они будут? Непростыми. Некоторые родители (не скажу, что большинство), напуганные возможной второй волной пандемии, принимают решение полностью перевести ребенка на дистанционную форму обучения. Что делать, школа должна быть готова и к этому. Отсюда необходимость гибкого сочетания различных форм организации образовательного процесса: очная, очно-заочная, дистанционная.

Сегодня любой родитель вправе написать заявление о переводе ребенка на дистанционное обучение, а школа обязана предоставить семье эту услугу

Но я бы посоветовал родителям не торопиться с принятием такого решения. Почему? Одно дело, когда карантин был всеобщим, а следовательно, дома вынужденно находилась вся семья. И совсем другое дело, когда взрослые на работе, а ребенок предоставлен сам себе. Как в таких условиях гарантировать его безопасность? Опасный переходный возраст, бушуют гормоны. Подростки жадно стремятся к ярким ощущениям. Находясь на вольных хлебах, в квартире, «свободной от предков»... Здесь возможно все: алкогольная интоксикация, ранние сексуальные дебюты и прочие неожиданности. В дистанционном варианте обучения школа не сможет контролировать поведение подростка. Поэтому на месте родителей я бы тысячу раз подумал, прежде чем принимать окончательное решение о форме обучения своего ребенка.

Увы, многие рекомендации, спускаемые свыше, не кажутся мне реалистичными. Здесь нет чьего-то злого умысла, все мы озабочены обеспечением безопасности наших детей. Но реальная жизнь разрушает наши иллюзии. Так, например, в целях обеспечения безопасной дистанции между детьми предлагается поделить классы пополам. Но здесь возникает ряд вопросов. Где мы возьмет такое дополнительное количество учителей и резервных помещений? Как будем осуществлять оплату педагогов, когда она по существующим финансовым нормативам напрямую зависит от количества учащихся в классе (человеко-часы)? Думаю, что в условиях обострения эпидемиологической опасности было бы более реалистично поделить школу пополам, с тем чтобы одна половина школы училась онлайн, а другая офлайн, чередуя по очереди эти формы обучения.

Таким же сомнительным представляется мне решение развести время начала занятий по параллелям. Первые классы в 8.30, вторые в 9.00, третьи в 9.30 и т.д. Такой график возможен при наличии в семье бабушек и дедушек. А теперь вспомним о московских автомобильных пробках. Родители, стремясь не опоздать на работу, сбрасывают своих детей у школы уже в 8.15. Ну и куда прикажете девать привезенных досрочно детей? Держать зимой на морозе? Запустить их в коридоры, где они будут кучковаться до начала занятий своей параллели?

Вопросы, вопросы, вопросы… На многие из них пока нет готовых ответов. Но я уверен, что мы их найдем.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram