О том как русские войска вернули туркам Сирию
И как Россия спасла Османскую империю
12 ноября 2019, 17:14 [ «Аргументы Недели» ]
Нет уважаемые читатели в названии статьи нет никакого ёрничества и передёргивания исторических фактов. Действительно в 30-х годах XIX века, Российской империи пришлось вступить в дело ради спасения Османской империи от Мехмеда Али – паши из Янины.
Этот Египетский вассал турецких султанов, достиг такой власти и могущества, что смог бросить вызов Блистательной Порте. Правда блеск Османской империи к тому времени весьма потускнел, но силы еще оставались. Тем более что на троне оказался энергичный и умный султан Махмуд Второй.
Остановимся на личностях наших главных героев и начнём с Мехмеда Али. Он был по происхождению албанцем, его воинственность проявлялась не только в твёрдом духе и жестокости, но и в умении правильно организовать и правильно вести в бой собственные войска. Еще со времён вторжения Наполеона в Египет он понял преимущество европейской организации армии и способа ведения боевых действий, его армия готовилась и вооружалась по лучшим европейским образцам. Это позволило ему разгромить анти–османское восстание в Аравии, где он получил не только славу грозного полководца, но и авторитет политика.
Всё это заставила правящего султана Махмуда, попросить Мехмеда – Али пашу помочь ему расправиться с греческими мятежниками. Взамен он обещал ему пашалык Крита и Пелопоннеса, хотя сам Мехмед–Али тайно желал власти над Сирией. Мехмед Али обладал к тому же мощным флотом, который позволял ему совершать морские и десантные операции. Действия его были успешны и привели к падению Месолонгиона. Что в свою очередь привело к кризису в греческом правительстве и падению правительства Кондуриотиса. Таким образом Мехмед Али выполнил свою задачу.
Махмуд Второй реформатор, вошёл в историю прежде всего попыткой «вестернизировать» Османскую империю, ввести европейские стандарты в армии, образовании, медицине.
Для этого ему пришлось готовиться около 17 лет, в течение которых шли непрерывные войны, а великие державы и в первую очередь Россия, терзали Османскую империю, заставляя её поступаться своими интересами все более и более. Надо сказать, что, русские войска демонстрировали чудеса военного искусства, выучки и стойкости в бою, что в конце концов привело генерала Дибича к стенам европейской столицы Османской империи Адрианополя. Что впоследствии привело к заключению Адрианопольского мирного договора 1829 года. Последствия его были фатальными для Османской империи, она лишалась всей Греции и давала автономию Молдавии и Валахии. Правда русские вернули туркам Карс и Баязит, подтвердив при этом суверенитет над Грузией. Терпя поражения, на внешних фронтах Махмуд Второй успешно реформировал само государство и самым большим достижением его была, ликвидация корпуса янычар и переход к регулярной армии европейского образца, которую ему помогали строить сначала англичане, а потом немцы. В частности, знаменитый Мольтке. Но реформы были запоздалыми, а реформа армии не успела дать тех результатов, которые смогли бы позволить эффективно сразиться с вассалом султана – Мехмедом Али из Янины.
Махмуд Второй справедливо полагал, что ему требуется большая отсрочка от какой-либо войны. Государство, находящееся в полосе трудных реформ, не могло позволить себе военные действия в любом масштабе. Это отлично понимал вассал султана Мехмед Али из Янины. Будучи недовольным получением пашалыка Крита. Его мечты были о Сирии. Он занимался восстановлением флота, который был сожжён в Наваринском сражении 1827 года и укреплял армию. Весь офицерский корпус армии Мехмеда Али состоял из французских офицеров. Во главе армии он поставил своего сына Ибрагима.
Спровоцировав ссору с пашой Акры, он двинул армию под командованием Ибрагима в Сирию, без труда заняв Дамаск и Алеппо. Имперские войска были наголову разбиты, что ещё более утвердило Мехмеда Али в мысли о том, что империя обречена и пора обрести власть над её остатками. Армия его сына Ибрагима перешла горы Тавра и обрушилась на Конью, имея своей целью захват Бурсы, таким образом войска Мехмеда Али, оказались в самом сердце Анатолии. В Стамбуле началась паника, султан первоначально бросился за помощью к британцам. Британский посол в Османской империи Стреэтфорд Каннинг, с готовностью откликнулся на просьбу султана, но его пыл был остужен в Лондоне лордом Палмерстоном, который решил, что подобные расходы обременят британский бюджет, к тому времени и так подорванный чрезмерными военными расходами.
Итак, в армии мятежного вассала французы, англичане отказывают в помощи, кроме как к русским обратиться не к кому. Русский царь Николай, с готовностью откликается на просьбу венценосного собрата, тем более что, на турецком направлении у русских всегда имелся экспедиционный корпус. И в начале 1833 года русская эскадра, вышедшая из Севастополя, входит в Босфор и высаживает экспедиционный корпус в 6 тысяч человек. Через шесть недель из Одессы прибывает ещё один отряд в 12 тысяч человек. Таким образом русский экспедиционный корпус, имеющий задачей прикрыть Стамбул от мятежного Мехмеда Али, составил 18 тыс. чел. Тем временем Ибрагим, уже видевший себя на берегах Босфора, остановился в недоумении и нерешительности.
Авторитет русских войск был таков, что Ибрагим паша, хотя и имел численное превосходство не решился в очередной раз испытать на своих аскерах русский штык. Начались переговоры. Тем временем, всполошились британцы и французы. Британцы выкрутили руки султану и заставили его признать притязания Мехмеда Али паши не только на Египет и Крит, но и на всю Сирию включая Дамаск, Алеппо, Адану. Пашалык был передан Мехмеду Али без права наследственного владения. Между Россией и Османской империей был заключен Ункяр – Исклелесийский договор, предполагавший наступательный и оборонительный союз России и Порты, но обязывавший Россию покинуть Стамбул. В секретном протоколе, приложенном к данному договору, Россия получала право на беспрепятственный проход своих военных кораблей через Босфор, в любое время. Другим державам в таком праве было отказано. За Россией оставлялось право в случае, если она посчитает необходимым высаживать свои войска, на Босфоре в любое время. Это послужило прологом к трагедии Крымской войны, поскольку Британия никак не могла мириться с намечавшейся вассальной зависимостью Османской империи от России.
Судьба дальнейших взаимоотношений султана и его вассала сложилась таким образом. Махмуд Второй не желал мириться с фактической потерей ближневосточной части империи, он собрал войска и двинул их в долину Евфрата и в 1839 году объявил Мехмеду Али войну. На побережье Сирии был послан флот, дабы взаимодействовать с сухопутным корпусом армии султана. Его экспедиционные корпуса были разбиты и разбежались, поскольку офицеры были подкуплены Али пашой, флот пришёл прямо в его гавани в Александрии но не для того чтобы сражаться, а чтобы перейти на его строну, ибо командующий флотом оказался изменником и сдал флот султана Мехмеду Али паше. Ситуацию разрешил британский флот под командованием адмирала Нейпира.
Британцы сначала сравняли с землей форты Бейрута и Акры, а затем пообещали бомбардировать Александрию. Мехмед Али пошёл на уступки и в результате он получил подтверждение своих прав на Египет, но с обязательством выплаты дани. Также он вернул султану флот. Сирия и Крит вернулись под власть султана. Между тем французы посчитали себя ущемлёнными в этой игре, ведь их союзник Мехмед Али оказался в проигрыше, и они стали угрожать Британии войной. В результате всё закончилось мирными переговорами, на этот раз в 1841 году в Лондоне, где была подписана конвенция по которой Босфор и Дарданеллы оставались за Турцией, но при этом были закрыты для прохода иностранных военных кораблей, что напрямую нарушало интересы России делая Черноморский флот, флотом внутреннего моря. Уже через 12 лет эта ситуация приведёт к неблагоприятной для России войне.
Источник: https://karabai96.livejournal.com/155779.html