Битва за город Бахмут (Артёмовск) и окружающие его районы завершилась победой России. Окончательное освобождение города произошло 20 мая. Эта операция стала самой длительной в этой кампании, продлившись 224 дня. Правда, это не только и не столько сражение за сам город, но и за обширный район вокруг него. Всего в ходе боёв были освобождены 34 больших и малых населённых пункта, включая Соледар как составную часть битвы за Бахмут. Основную роль в штурмовых операциях в этом районе сыграли отряды ЧВК «Вагнер», но действовали они там не одни.
В ходе боёв была разбита 21-я бригада ВСУ, а 10 бригад полностью утратили боеспособность. Суммарные потери ВСУ составили более 57 тыс. убитыми (порядка 20% от их суммарных потерь убитыми в ходе СВО) и 85 тыс. были ранены. Также в ходе сражений было уничтожено до 6, 5 тыс. иностранных наёмников и «добровольцев в штатском». Это военные стран НАТО, отправленные обслуживать западную технику под видом добровольцев. Словом, потери вполне сравнимы с итогами многих сражений Великой Отечественной.
Потери ВСУ в боевой и специальной технике составили более 10 тыс. единиц, в воздухе было сбито более 50 самолётов и вертолётов ВСУ. Стрелкового и группового вооружения украинцами было утрачено более 100 тыс. единиц, из них 35 тыс. стали трофеями наших сил.
Почему за этот район так цеплялся Зеленский. Если бы не преступники из банды «95-й квартал», номинально руководящие Украиной, то потери ВСУ были бы ниже. Бахмутско-Соледарский оборонительный район и всё, что рядом, – ключевой пункт так называемой «второй стратегической линии обороны ВСУ» в этом регионе. Украинцы и их хозяева из США и НАТО прекрасно понимали, что противостоять ВС РФ в открытом сражении на открытой и танкодоступной местности они не могут – их просто бы раскатали.
Вся оборона ВСУ строится на районах высокой урбанизованности, где посёлок переходит в деревню, деревня – в посёлок городского типа, а он – в город. И так тянется на десятки километров. Там, где их нет, украинцы опираются на систему защитных лесопосадок или же обширных лесных массивов, как в районе Кременной. Но в лесопосадках тоже особо не пообороняешься, потому так важны города и урбанизованные районы. На них опираются стратегические линии обороны Украины.
Первая линия в основном уже пала. В неё входили, например, Мариуполь и Попасная. Хотя отдельные части первой линии ещё пока не взяты – не добита Марьинка, где ВСУ держатся за окраины, не взята Авдеевка. Во вторую же линию обороны кроме Соледара и Бахмута входят также Торецк, Северск и Угледар. И конкретно регион Бахмутско-Соледарской агломерации является ключевым – если падёт он, то судьба всей линии, включая идущие до Запорожья её части, будет под большим вопросом. У ВСУ просто не было выхода, кроме как скармливать «Вагнеру» и армии России бригады, кидая их в «Бахмутскую мясорубку». Киев просто оттягивал неизбежное.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».