Бахмутская эпопея – битва за город Бахмут (Артёмовск) и окружающие его районы завершилась победой России. Окончательное освобождение города произошло 20 мая. Эта операция стала самой длительной в этой кампании, продлившись 224 дня. Правда, это не только и не столько сражение за сам город, но и за обширный район вокруг него. Всего в ходе боёв были освобождены 34 больших и малых населённых пункта, включая Соледар как составную часть битвы за Бахмут. Основную роль в штурмовых операциях в этом районе сыграли отряды ЧВК «Вагнер», но действовали они там не одни.
Бахмут – общая заслуга
Для начала, вся или почти вся боевая техника, имеющаяся у «Вагнера», была передана со складов или из наличия частей ВС РФ, причём часто просто придавалась им подразделениями. Их действия поддерживали от одной до нескольких отдельных артбригад, а также артиллерия, бронетехника и танки ряда соединений сухопутных войск. Действия на флангах вокруг Соледара или Бахмута осуществляли силы нескольких соединений ВДВ, а также 2-го АК сначала НМ ЛНР, потом ВС РФ (после включения корпусов в состав армии России и их переформирования). Непосредственно в Соледаре, Бахмуте и многих населённых пунктах работали штурмовики «Вагнера», но были и спецназовцы и ССО, выполнявшие свои задачи в рамках единой общей работы.
Масштабное сражение
Приведём немного цифр, чтобы читатели прочувствовали масштаб. А то, глядя на карту, кажется, что шло некое «сражение за избушку лесника». Нет. В ходе боёв была разбита 21-я бригада ВСУ, а 10 бригад полностью утратили боеспособность. Суммарные потери ВСУ составили более 57 тыс. убитыми (порядка 20% от их суммарных потерь убитыми в ходе СВО) и 85 тыс. были ранены. Также в ходе сражений было уничтожено до 6, 5 тыс. иностранных наёмников и «добровольцев в штатском». Это военные стран НАТО, отправленные обслуживать западную технику под видом добровольцев. Словом, потери вполне сравнимы с итогами многих сражений Великой Отечественной. Только вот такого соотношения потерь тогда не было, ну да и ВСУ – не вермахт. Хоть украинцы и пытаются подражать гитлеровцам, но от использования нацистских приветствий и символики воевать, как немцы, не научишься.
Потери ВСУ в боевой и специальной технике составили более 10 тыс. единиц, в воздухе было сбито более 50 самолётов и вертолётов ВСУ. Стрелкового и группового вооружения украинцами было утрачено более 100 тыс. единиц, из них 35 тыс. стали трофеями наших сил.
У ВСУ не было иного выхода, кроме как истечь кровью
Теперь по поводу того, почему за этот район так цеплялся Зеленский. Дело не только в политических резонах Киева, который десятками гнал бригады на убой под лозунгами «ни шагу назад» и «не отдадим ни пяди земли». Их начинали перемалывать артиллерией и авиацией ещё в базовых районах сосредоточения или на этапе втягивания в защищаемый район. Если бы не преступники из банды «95-й квартал», номинально руководящие Украиной, то потери ВСУ были бы ниже.
Но они были бы всё равно огромными – этот район был важен и с военной точки зрения, и шансов избежать всего этого у ВСУ не было. Бахмутско-Соледарский оборонительный район и всё, что рядом, – ключевой пункт так называемой «второй стратегической линии обороны ВСУ» в этом регионе. Украинцы и их хозяева из США и НАТО прекрасно понимали, что противостоять ВС РФ в открытом сражении на открытой и танкодоступной местности они не могут – их просто бы раскатали.
Вся оборона ВСУ строится на районах высокой урбанизованности, где посёлок переходит в деревню, деревня – в посёлок городского типа, а он – в город. И так тянется на десятки километров. Там, где их нет, украинцы опираются на систему защитных лесопосадок или же обширных лесных массивов, как в районе Кременной. Но в лесопосадках тоже особо не пообороняешься, потому так важны города и урбанизованные районы. На них опираются стратегические линии обороны Украины.
Первая линия в основном уже пала. В неё входили, например, Мариуполь и Попасная. Хотя отдельные части первой линии ещё пока не взяты – не добита Марьинка, где ВСУ держатся за окраины, не взята Авдеевка. Во вторую же линию обороны кроме Соледара и Бахмута входят также Торецк, Северск и Угледар. И конкретно регион Бахмутско-Соледарской агломерации является ключевым – если падёт он, то судьба всей линии, включая идущие до Запорожья её части, будет под большим вопросом. У ВСУ просто не было выхода, кроме как скармливать «Вагнеру» и армии России бригады, кидая их в «Бахмутскую мясорубку». Киев просто оттягивал неизбежное.
Примеры из прошлого
Примеров подобного в истории войн на самом деле достаточно. Например, в Первую мировую это, безусловно, Верден. «В пределах нашей досягаемости, позади французского сектора Западного фронта, есть цели, ради удержания которых французский генштаб бросит в бой каждого солдата, который у него имеется. Если они так сделают, французская армия истечёт кровью. Если они так не сделают и мы достигнем наших целей, моральный эффект во Франции будет огромен. Цели, о которых я говорю, – Бельфор и Верден. Из них предпочтение должно быть отдано Вердену». Это слова генерала Эриха фон Фалькенхайна, начальника генштаба рейхсвера, из доклада Кайзеру на Рождество 1915 года. Верден был таким же Бахмутом для французов, где они были вынуждены бросать и бросать дивизии в мясорубку в течение 131 суток.
Как писал русский генерал Зайончковский, «туда текли всё новые силы двух одинаково мощных технически противников, уничтожались в этой бойне на небольшом пространстве, уводились для укомплектования, вновь вводились, и так до конца, пока германцы, под влиянием первоначально русского наступления, а потом и англо-французского на р. Сомма, не прекратили свои атаки». То есть французы тогда свой «Бахмут» отстояли, а ВСУ нет.
Есть подобные истории и в Великой Отечественной. Например, Ржевская битва тоже была позиционным сражением для перемалывания и отвлечения сил и ресурсов противника, хотя изначально цели её были и совсем иными. Досужие разговоры о том, что тогда не самый большой город брали так долго, ведутся людьми, безграмотными и в военной науке. Во-первых, не город, а район. Во-вторых, задача была не взять район, а перемолоть на удобной для себя позиции максимальное число техники и ресурсов неприятеля. В-третьих, в Великой Отечественной были и взятый советскими войсками за 48 часов Севастополь, и его героическая оборона ранее в течение 250 дней, были взятый за несколько дней Кёнигсберг, и так и не взятый Курляндский котёл.
И немецкие города-крепости («фестунги») даже Красная армия образца 1945 г. брала по-разному. Познань взяли за месяц, а находившийся в полном кольце Бреслау штурмовали более 2 месяцев и так и не взяли – гарнизон капитулировал уже вместе с большей частью вермахта. А ещё была Старая Русса, которую ещё в начале 1942 г. пытались взять и делали это и в дальнейшем. Так длилось до августа 1943 года. А ведь городок был размером с тот же Соледар.
Впрочем, бывали случаи и совершенно бессмысленного и длительного «бодания» за населённые пункты, не имеющие никакого значения. Это было связано часто с тем, что либо направление не было важным и не выделялось достаточных сил, либо не было толковых полководцев с одной или обеих сторон. В общем, в истории войн можно много чего найти, да вот не все примеры подходят или доступны для понимания дилетантами. А уж притягивание за уши примеров из прошлого и подавно бесперспективно – в прошлом можно найти аналогии всему и оправдания тоже всему.
Как медийно перебить вкус поражения?
Что будет дальше, после Бахмута? Очевидно, после замены уходящих на отдых и переформирования вагнеровцев продолжится операция по разгрызанию второй линии обороны ВСУ. Возможно, это будет Северск или Угледар. Или же сначала добьют Марьинку, или продолжат двигаться в сторону третьей линии, ключевым районом которой является Славянско-Краматорская агломерация, которую оборонять куда менее удобно, нежели вторую линию. Она не вытянутая, а компактная и может быть обложена с разных сторон.
Пойти в обещанное контрнаступление ВСУ вряд ли могут, хотя локально где-то дёрнуться попытаются, с совершенно понятным итогом. «Супероружия» у них тоже нет. Ни ракеты «Гром», ни переданные британцами крылатые ракеты (КР) Storm Shadow (SCALP) ими не стали. Первые вообще были все сбиты, вторые не спасли даже незнакомые ранее нам летающие «обманки» MALD. После сбития в одном из ударов 7 ракет из 8 и сбития их носителей использование этих КР практически прекратилось. То ли ракеты и «обманки» кончились, то ли носители, то ли западные военные пытаются понять, что делать дальше.
Зато возможности изобразить «перемогу» вместо реальной победы каким-нибудь набегом у Киева ещё есть. Последний рейд в два пограничных села Белгородчины – этому пример. После взятия Соледара был точно такой же рейд на Брянщину. Только нынешний получился более масштабным, но и обошёлся ВСУ куда дороже. Если на Брянщине террористам удалось просто забежать, пострелять и в целом почти без потерь сбежать, то сейчас им «отсыпали» от души.
Военного значения в этих набегах нет. Более того, они могут вызвать ухудшение положения ВСУ, если будет принято решение отодвинуть их от границы, создав «санитарный пояс». Да и за каждой такой акцией следуют массированные удары крылатыми и квазибаллистическими ракетами и барражирующими боеприпасами «Герань» по всей территории противника. Впрочем, сейчас такие удары и так наносятся почти каждый день и каждую ночь.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Видимо, в одном из таких ударов и пострадал или был убит главком ВСУ Залужный. Который до сих пор так и не нашёлся. Также пропал и командующий территориальной обороной Танцюра. Впрочем, нашёлся главком сухопутных войск ВСУ Сырский. Но, говорят, он теперь прячется по бункерам и не ездит более в войска.
Все же украинские попытки изобразить Залужного живым, вероятно, синтезированного нейросетью, – критики они не выдерживают. По слухам из Киева, он попал под один из ударов ВС РФ. Скорее всего, в Павлодаре, где был разрушен его бункер. Он получил тяжёлую черепно-мозговую травму и находится либо в коме, либо в тяжёлом состоянии в защищённых помещениях под одним из киевских госпиталей. Туда якобы приезжали важные руководители режима и его супруга.
Зеленский не рвётся домой по тем же причинам. После истории с диверсионным налётом на Кремль, очевидно, было принято решение о том, что киевская верхушка «нам даже для подписания капитуляции не понадобится», как заявил Дм. Медведев. Вот и бегает главный украинский клоун по заграницам, собирая подаяние.