До 2035 года на развитие Северного морского пути намечено направить почти 1, 8 трлн рублей. В плане более 150 мероприятий – от строительства угольных терминалов на Енисее до порта-хаба во Владивостоке. Правда, перевозки грузов по Севморпути в последние годы не растут, несмотря на значительный интерес азиатских стран. И нет уверенности, что на нём не поставят крест климатические изменения.
Севморпуть обустраивается с советским размахом, несмотря на все экономические трудности, с которыми сегодня сталкивается страна. Самый короткий морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком (длина маршрута составляет 5, 6 тыс. км) проходит по северным морям – Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому. От Ямала до портов Южной Кореи танкеры нынче доходят за 2, 5 недели. А если добираться традиционным путём через Суэцкий канал и Малаккский пролив, то выйдет 45 дней.
Основной проблемой Севморпути остаётся инфраструктура. Сегодня по всему маршруту расположено 17 портов, большинство из которых нуждается в реконструкции. Это колоссальные траты. За исключением Баренцева моря, арктические моря мелководны – например, проливы Санникова и Лаптева всего 10–15 метров глубиной. Здесь не пройти даже судам вместимостью более 6 тыс. контейнеров, а через Суэц и по 20 тыс. за раз возят. Зато эксперты предрекают, что с учётом действующих пошлин и сборов собранный в Ленинградской области и доставленный по Севморпути на Дальний Восток автомобиль будет стоить дешевле, чем корейский или китайский. И это колоссальный разрыв шаблона!
В 2022 г. по Северному морскому пути перевезли примерно 34 млн тонн грузов. Эта цифра не слишком колеблется в последние 3–4 года. Но в правительственных документах фигурируют весьма оптимистические прогнозы: к 2030 г. грузопоток может увеличиться до 224 млн тонн, а к 2035-му – до 270 млн тонн. Откуда возьмётся рост в 8–9 раз, не вполне понятно: в частности, международные транзитные перевозки вдоль наших северных берегов в 2022 г. сократились почти на 1, 8 млн тонн. Но в правительстве считают, что это исключительно из-за политики, а экономически маршрут очень перспективен.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».