Страна восходящего солнца ещё с древности славилась своими рыцарями плаща и кинжала. Сейчас на смену ниндзя и самураям пришли высоколобые интеллектуалы. О том, как действуют японские спецслужбы, обозреватель «АН» попросил рассказать знатока этой страны полковника в отставке Сергея ВОСКОБОЙНИКОВА.
«Cамураи» перешли границы
Сергей Александрович долго жил в Японии и до сих пор любит Страну восходящего солнца. Он может часами рассказывать про цветение сакуры, обожает философские хокку – поэтические миниатюры из одной строфы. Вот и сейчас он декламирует:
Уж осени конец,
Но верит в будущие дни
Зелёный мандарин.
- Хокку Мацуо Басё - прекрасно! Это как любоваться красотой сакуры в покое и тишине, – ведущий рубрики «Мир шпионажа» тоже любит японскую поэзию, но сейчас настроен на другой лад: – Этой осенью ФСБ раскрыла шпионскую активность Токио в Москве: что пишут об этом японские СМИ?
Воскобойников открыл на своём компьютере сайт газет с иероглифами и стал переводить. По его словам, центральные СМИ Японии сообщают о том, что российские спецслужбы располагают данными о многочисленных контактах представителей военного атташата Японии в Москве с гражданами России. Японских разведчиков интересовала информация о перспективных разработках вооружений, военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами, особенно с Китаем и Северной Кореей.
Так, Центральное телеграфное агентство Японии Jiji в материале «Российская контрразведка вскрыла шпионскую деятельность японского военного атташата в Москве и приводит конкретные имена её участников» называет фамилию военно-морского атташе Ниттоя Хироси. Он особенно интересовался кадровыми перестановками в Минобороны РФ, техническими характеристиками МБР «Булава», поставками в Китай самолётов Су-35, подводными лодками типа «Лада», местами базирования подлодок типа «Борей».
Повышенную шпионскую активность проявляет и японский военный атташе по вопросам сухопутной обороны Исида Хироки. Он расспрашивал своих российских собеседников о модернизации Вооружённых сил РФ, об отношениях с армиями АТЭС, о военной ситуации на Курилах.
Среди установленных японских разведчиков в Москве числятся также Оно Кадзуя, Синго Хамасаки, Такасэ Ацуси. Все эти «самураи» уже перешли границы дозволенного дипломатам и могут быть объявлены персонами нон грата.
Самая многотиражная газета Японии «Йомиури симбун» в своей корреспонденции из Москвы пишет о том, что все встречи секретоносителей-россиян с японскими дипломатами проводились в различных ресторанах под контролем ФСБ и их содержание задокументировано.
Популярная газета «Токио симбун» в своём материале делает акцент на то, что сотрудники японского военного атташата в Москве «проявляли особый интерес к вопросам военного экспорта России и её военно-технического сотрудничества с различными странами, прежде всего Китаем».
– На мой взгляд, особенно интересны комментарии японских читателей на эти публикации, – сказал Сергей Александрович и стал их зачитывать:
iwa: «Ну вот, и Япония попалась! Наверное, наши шпионы достаточно активничают по всему миру. В России им наступил укорот!»
torisugari: «И это «военные дипломаты» мирной Японии?!»
dgx: «Вот тебе и дело Зорге наоборот!»
kin: «Думаю, это око за око. В Японии у нас тоже много предателей, готовых продать страну русским! Правда, у нас нет надёжного законодательства против шпионажа!»
doraneko: «Ну всё, больше Япония в услугах этих «военных дипломатов» не нуждается. Это такая вежливая благодарность и предостережение от российской стороны! Ха-ха!»
korekara no rebound: «Думается, всем этим сотрудникам японского военного атташата в Москве безопаснее будет поскорее унести оттуда ноги!»
alu: «А вы думаете, что сотрудники российского военного атташата в Токио – все сплошь добрые дядечки, которые только и делают, что заботятся о безопасности посольства России?!»
edy-tera: «А русская военная разведка умеет работать! Ведь известен давнишний случай, когда сотрудник японского военного атташата в России потерял ребёнка и был настолько растроган душевным отношением к нему российского Генерального штаба, что передал русским всю доступную ему секретную военную информацию!»
Что добыли в Японии наследники Зорге?
Ведущий рубрики «Мир шпионажа» остановил своего собеседника:
– Мнения простых японцев – это хорошо. Но хотелось бы узнать оценки профессионалов.
– Пожалуйста, – тут же откликнулся полковник Воскобойников. – Вот что пишет бывший до июля 2021 года главой Совета национальной безопасности Японии (координатор всех японских спецслужб) и ветеран её внешней разведки Сигэру Китамура. В своей статье он рассказывает, какие секреты крадут у Японии русские и китайцы, размышляет об укреплении безопасности страны и совершенствовании работы её спецслужб против России и Китая.
– Как называется эта публикация? – спросил обозреватель «АН».
– У неё длинное название, – усмехнулся ветеран и перевёл: – «Японская разведка: утечка ядерных технологий из Японии – что удалось у нас украсть?»
- Но после Хиросимы и Нагасаки Страна восходящего солнца добровольно отказалась от ядерного оружия, – заметил журналист. – Об этом даже написано в их конституции. Как же наши наследники Зорге могли украсть японские атомные секреты?
– Речь в статье идёт о краже высоких технологий в различных сферах, – ответил Сергей Александрович. – Вот что пишет бывший глава японских спецслужб:
«Известно, что уже в течение долгого времени, а особенно в последние 20 лет, Россия специализируется в Японии в основном на получении научно-технической информации. Этим занимаются ГРУ и СВР (Служба внешней разведки).
И силовые полупроводники Toshiba, и оптические элементы Nikon, информация по которым была незаконно получена и вывезена из страны российскими шпионами в тот период, когда я был начальником иностранного отдела Главного полицейского управления, называются товарами двойного назначения, могут использоваться в оружейных системах и стоят очень дорого. Например, оптические элементы Nikon могут использоваться в ракетах класса «земля-земля».
Что касается известных мне дел нелегального экспорта, то некоторые из них напрямую были связаны с технологиями, используемыми в производстве ядерного оружия и баллистических ракет.
Это началось с похищения трёхмерной измерительной машины компании Mitsutoyo, производителя высокоточных измерительных приборов. Имелись данные о том, что продукция этой компании активно вывозилась на зарубежные рынки через Сингапур.
Однако эти хитрости тогда не сработали. Полиция арестовала 5 человек, включая президента, вице-президента и исполнительного директора компании. Было возбуждено несколько уголовных дел. Аппараты вывозили в нарушение законов тысячами штук. Дело было шумным и широким».
– Научно-техническим шпионажем занимаются все разведки, – закончив цитирование статьи, пожал плечами полковник. – На этом же попались в Москве и сотрудники военного атташата Японии.
От Акунина до Овчинникова
В ходе разговора журналист невзначай достал из сумки книгу Бориса Акунина «Кладбищенские истории».
– На мой взгляд, никто не написал лучше о японских шпионах, чем этот писатель, – сказал обозреватель «АН». – Послушайте, как философски он рассказывает о тайнах цветения сакуры, которую так любят японские агенты: «Западный человек, дитя оптимистической цивилизации, живёт на свете, делая вид, что смерти нет, а если и есть, то очень нескоро. Японская же традиция призывает пребывать в постоянной готовности к неожиданному концу». Не отсюда ли, от скоротечности ханами, вытекает весь Кодекс самурая?
– Акунин писал о японских шпионах прошлых веков, – отозвался Сергей Александрович. – О современной Японии, на мой взгляд, лучше всех рассказывал ныне покойный Всеволод Овчинников. Читали его книги?
– Особенно люблю его «Ветку сакуры», – ответил журналист.
Полковник Воскобойников нашёл в компьютере нужный файл и сказал:
– На тайнах сакуры основана национальная философия этой страны. Вот послушайте, что пишет Овчинников:
«Цветы сакуры, которые опадают, едва успев раскрыться, японцы считают символом своего отношения к прекрасному: воспринять красивое как таковое можно только потому, что красота недолговечна и мимолётна и исчезает до того, как успеет превратиться в нечто привычное и будничное».
– Японцы ценят красоту мимолётности жизни, но их шпионы предпочитают работать вдолгую, – согласился журналист и спросил: – Как сейчас идёт реформа тамошних спецслужб?
В ответ полковник прочитал небольшую лекцию. По его словам, сегодня разведывательный аппарат Японии поделён на несколько организаций. Информационно-исследовательское бюро (ИИБ) при кабинете министров занимается сбором данных из открытых источников и геопространственной разведкой.
Японское министерство иностранных дел собирает информацию из дипломатических источников. Штаб военной разведки ведёт радиоэлектронный и радиотехнический шпионаж, осуществляя перехват электронных систем и средств связи.
Разведывательное управление общественной безопасности при министерстве юстиции занимается в основном внутренними расследованиями и следит за подрывными группировками внутри страны. Самым мощным является государственное полицейское управление, отвечающее за правопорядок в стране, за борьбу с терроризмом и транснациональной преступностью. Его сотрудники также занимают высокие должности директоров по разведке в четырёх других спецслужбах.
– Чем же плоха такая вроде бы стройная система? – спросил полковника обозреватель «АН». – У американцев 17 спецслужб, а у японцев всего восемь.
– В ней не хватает двух ключевых компонентов, – отозвался Сергей Александрович. – Её главный недостаток – отсутствие тайного разведывательного ведомства, из-за чего Япония лишена возможности вести агентурную разведку. В стране также нет организации, объединяющей и обрабатывающей всю разведывательную информацию, которую собирают разные разведведомства. Из-за отсутствия этих двух ключевых компонентов у японского политического руководства имеются крупные пробелы в информированности.
По словам Воскобойникова, процесс реформирования японских спецслужб в отличие от цветения сакуры будет медленным. Но со временем Токио создаст и усовершенствует собственную агентурную разведку и возможности по централизованному анализу. Страна будет вкладывать средства в электронно-кибернетическую разведку и разрабатывать системы управления всеми аспектами разведывательных действий. На развитие и совершенствование технических аспектов такой системы уйдёт время. Впрочем, японцы не раз доказывали свою способность осваивать новые методы и процедуры в довольно короткие сроки.