> Выгодна ли Латвии национальная авиакомпания airBaltic - Аргументы Недели. Балтия

//В мире 13+

Выгодна ли Латвии национальная авиакомпания airBaltic

27 марта 2021, 18:41 [«Аргументы Недели. Балтия», Татьяна Тимука ]

Фото: cоцсети

Если честно, то латвийцы уже не один год, простите, «воют на луну», когда речь заходит о национальной компании airBaltic: постоянные финансовые вливания, которые требует глава Мартин Гаусс у государства, порядком надоели. Национальная авиакомпания находится уже не первый год в перманентно – убыточном положении. Выгодна ли Латвии такая авиакомпания? Балтийское бюро «АН» попыталось разобраться.

Совсем недавно в латвийских СМИ был поднят этот вопрос! Например, доктор экономики Татьяна Латышева открыто высказала свое мнение представителям СМИ:

«Чтобы ответить на этот вопрос, подчеркну, что все зависит от финансовых показателей. Если мы имеем в перспективе компанию, которая будет рентабельной, тогда государству было бы хорошо сохранять такую авиакомпанию, и в какие-то сложные периоды ее поддерживать. Помимо бизнеса и финансовой стороны есть политическая сторона и узнаваемость. Если компания кроме убытков и постоянных вложений ничего не приносит, то от таких акций хозяин должен избавляться».

Иными словами, государству выгодно сохранять компании (по типу airBaltic) если они приносят прибыль!

Теперь немного о финансовой стороне латвийской авиакомпании.

Я рассуждаю со стороны простого латвийца и налогоплательщика.

Итак, я вижу, что летом прошлого года (официальная информация) airBaltic получил 250 миллионов евро. Понятно, что все объяснялось коронавирусом! Причина была найдена. Не прошло и шести месяцев, как глава авиакомпании г-н Гаусс «заикнулся» на всю Латвию, что, видимо, вновь требуется «сходить к государству» за финансовой помощью! Вот тут простой и сдержанный латвиец возмутился: мол, страна небольшая, на дворе бушует ЧС, работы нет, подорожание услуг и продуктов – есть, а мы должны отстегивать, платить, платить, платить убыточной компании.

Тогда нынешний министр сообщения Латвии Талис Линкайтс высказался для СМИ, что, дескать, 250 млн евро не подарок, а «инвестиции-помощь» и его надобно вернуть. Дело в том, что решение Европейской комиссии, позволяющее Латвии вложить 250 млн евро в основной капитал airBaltic, предусматривает то, что Латвия в течении 5-7 лет вернет эти инвестиции. Ключевое слово? Латвия, конечно! Напомним, что государство, получив 250 млн евро, увеличило свое участие в авиакомпании с 80 на 91 процента. Но главное – деньги нужно будет вернуть! Но г-н Гаусс просит-намекает на еще «порцию миллионов»… Получит ли национальная компания дополнительное финансирование еще? Получится ли ей преодолеть финансовый кризис?

Специально для балтийского бюро «Аргументы Недели» комментарии экс-министра сообщения Латвии Анри Матисс:

(Кстати, при г-не Матиссе, в его бытность министра, airBaltic точно «не побирался» миллионами, цены на билеты авиакомпании были доступными, и латвийцы не опасались, что, приехав в аэропорт они останутся «за бортом» и с испорченным отпуском. Может нынешним «взрослым дядям», которые «играют в политику» стоит подумать о возрождении таких министров?)

«Ситуация с airBaltic, увы, не особо простая. Да, компания получила эти миллионы и хотела бы получить еще финансирование. Я не думаю, что это будет легко: вряд ли Европейская комиссия одобрит такую просьбу. Я не думаю. Что касается возврата денег, то нынешний глава авиакомпании ссылается на инвестора, на акции компании… Будем реалистами, а кто сегодня инвестор airBaltic? Конечно, латвийские налогоплательщики! Люди. Других инвесторов у авиакомпании нет. Улучшится ли ситуация? Я пока не вижу этого… Подумайте сами, авиакомпания «сидит» практически без работы, но планирует получить еще несколько самолетов (семь-пр.ав) до конца года. А это же огромные деньги! Зачем это? Многие авиакомпании мира (в период коронавируса) отказались от подобной идеи».

Я очень хорошо помню интервью Мартина Гаусса латвийским СМИ за май 2020 года, где он уверенно говорил, что «согласно сценарию, включенному в наш бизнес-план, мы сможем возобновить полеты в июле этого года, расчеты основаны на прогнозах отрасли о состоянии на рынке пассажирских перевозок». Но главное – г-н Гаусс «на голубом глазу» обещал в интервью, что «вложенные 250 мил евро незамедлительно вернуться в экономику, как только мы доставим в Латвию пассажиров, которые будут тратить деньги здесь».

И это глава национальной авиакомпании Латвии говорил менее года назад!

Простите, а в здравом уме глава airBaltic? Резонный и личный вопрос?

Или что? Получается, как в анекдоте про жабу: «ну не Шмогла я!»



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте