Министерство иностранных дел Латвии выражает недоумение в связи с комментарием департамента информации и печати МИД РФ, в котором говорится, что Конституционный суд Латвии принял решение о ликвидации школ нацменьшинств.
В российском министерстве подчеркнули, что подобная вопиющая дискриминация идет вразрез с обязательствами Латвии в рамках международных правовых инструментов.
Среди них – Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о правах ребенка, Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств.
«Проводимая латвийскими властями политика «языкового террора» неоднократно подвергалась предметной критике со стороны таких авторитетных международных организаций, как Совет Европы и ОБСЕ»,- говорится в заявлении МИД РФ.
Что ответил МИД Латвии министерству иностранных дел России?
«Латвийский суд является независимым и принимает решения независимо от политики. Конституционный Суд не принимал решение о ликвидации русских школ. В Латвии у нацменьшинств намного шире возможности освоения родного языка и связанных с культурой предметов, чем в России. Латвия выполняет свои международные обязательства в области прав человека», - сказано в ответном заявлении МИД Латвии.
МИД Латвии не исключает, что сотрудники МИД РФ черпали информацию из сомнительных источников, говоря о «языковом терроре».
Действительно, в Конституционный Суд Латвии было подано исковое заявление. По мнению подателей иска, норма об обучении на госязыке в частных школах общего образования лишает нацменьшинства право на образование, на своем языке, как следует из 114-й статьи Конституции Латвии.
Конституционный суд Латвии рассмотрел иск и пришел к выводу, что оспариваемая норма не запрещает в частных школах на ступени основной школы преподавать на языке нацменьшинств учебные предметы и предусматривает возможность изучения языка и литературы меньшинств, а также другого связанного с национальной идентичностью учебного материала.
Государство имеет право регулировать язык обучения как один из основных элементов общего образования, но в то же время должно соблюдать права нацменьшинств, предусмотренные 114-й статьей Конституции.