Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш призвал членов правительства не отмечать 16 марта (шествие латышских легионеров) у памятника Свободы, а отметить сию дату на Братском кладбище в Лестене.
«День, когда мы почитаем латвийских солдат – 11 ноября. Я призываю тех министров, которые хотят почтить их память 16 марта, делать это не возле памятника Свободы, а на Братском кладбище в Лестене»,- сказал премьер Латвии.
Напомним, что шествие латышских легионеров СС и их сторонников ежегодно проходит в Риге. Это мероприятие вызывает возмущение антифашистских организаций во всем мире. Уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Константин Долгов заявил, что разрешение властями Латвии маршей ветеранов СС противоречит международному праву и решениям Нюрнбергского трибунала.
Кстати, в 2014 году министр охраны среды и регионального развития Эйнарс Цилинскис был отправлен в отставку после посещения данного шествия у памятника Свободы. Объяснение было простым: г-н Цилинскис увеличил риск провокаций со стороны радикально настроенных групп. Такое решение в 2014 году приняла глава правительства Лаймдота Страуюма.
Что же по поводу марша латышских легионеров СС думают российские политики?
Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР ( специально для издания «Аргументы Недели»): «Запад по всему миру защищает меньшинства, но только не русских: будь то русские Латвии, Эстонии или Украины. Их дави-души сколько хочешь, поэтому и марш СС в Риге они просто «не рекомендуют проводить», хотя латышские фашисты в годы войны, только одних евреев 50 тысяч истребили.
Фашисты, которые против русских, Запад вполне устраивают. Это и по Латвии видно, и по Украине.
Нам нужно чаще показывать исторические хроники, чтобы люди не забывали реальную историю. Например, как в 1940 году латыши с цветами встречали русских солдат. Никто не оккупировал Латвию. Решение о вхождении в состав СССР принял Сейм Латвии, в котором, как и во многих странах Европы в то время большинство было у коммунистов. Но Западу было выгодно поддерживать националистов, чтобы бороться с советской властью. Эта политика продолжается и сегодня».