Последние события на Ближнем Востоке демонстрируют лавинообразное ухудшение стратегической безопасности Саудовской Аравии, одной из ключевых стран в мировой энергетической системе. Что характерно, главную роль в ослаблении позиций Аравии играют США.
Авиаудары США по позициям просаудовских боевиков в Сирии, триумф проиранского шиитского ополчения в Йемене и требования Вашингтона к Эр-Рияду заметно смягчить ситуацию с правами человека, в частности, в отношении «женского вопроса», наглядно демонстрируют неспособность последнего переломить ситуацию в наиболее болезненных для себя точках, от контроля которых зависит само существование королевства.
Провал на «Йеменском фронте»
Победа проиранских бойцов шиитского движения «аль-Хуси» в Йемене над правительственными суннитскими войсками, поддерживаемыми Саудовской Аравией, наглядно продемонстрировала не только реальный крах ее многолетних усилий по сдерживанию исходящей с йеменской территории опасности королевству, но и фактическую «измену» Вашингтона Эр-Рияду.
Так называемый «Йеменский фронт» представлял для королевства один из самых грозных вызовов еще с «холодной войны», когда на юге Аравийского полуострова активизировались социалисты. Их разгром лишь способствовал усилению новой, не менее грозной опасности для Эр-Рияда – радикальных исламистов.
Усилению экстремизма в Йемене напрямую способствовала тотальная нищета местного населения, усугубляемая продолжающимся демографическим взрывом. С йеменской территории в Саудовскую Аравию устремились миллионы обездоленных людей, создавая тем самым взрывоопасную ситуацию для устойчивости монархического режима.
Острота ситуации в этой стране стала такой, что к концу своего первого президентского срока глава США Барак Обама был вынужден открыто признать исходящую оттуда опасность. Причем одной из мотивировок назначения в начале 2013 г. на пост директора ЦРУ Джона Бреннана стала его специализация на уничтожении экстремистов при помощи дистанционных атак БПЛА применительно к потребностям недавно открытого в Йемене «третьего фронта борьбы США с «аль-Каидой» (после Афганистана и Ирака). Тогда же параллельно происходит резкое усиление американского военного присутствия в этой стране. Кроме размещенных там нескольких десятков разведывательных и ударных БПЛА Вашингтон направил в Йемен и сухопутные подразделения, в первую очередь, спецназ.
В течение последних полутора лет из Йемена неоднократно поступали данные о достаточно активном участии военных США в борьбе против местного филиала «Аль-Каиды», которая тогда, по оценке аналитиков ЦРУ, результативностью своих действий превзошла в 2013 г. даже успехи их иракских коллег.
Впрочем, это не спасло. С трудом сохранив «каркас» режима Салеха, едва не испытавшего в 2011 г. полный крах в результате «арабской весны», США, тем не менее, не смогли переломить положение в этой многомиллионной по численности населения стране со сложными условиями горно-пустынной местности, наводненной оружием.
Примечательно, что с 2014 г. интенсивность американских действий в Йемене пошла на убыль, хотя перелома в борьбе против местной «аль-Каиды» добиться не удалось. Параллельно этому усилились вылазки проиранских шиитских боевиков.
Все это происходило на фоне заметного изменения внешнеполитических подходов США, настроившихся на передачу «зоны ответственности» в районе Персидского залива Ирану. Одновременно происходит резкое охлаждение их отношений с Саудовской Аравией. Это непосредственно отразилось и на «Йеменском фронте», не менее болезненном для Эр-Рияда, чем в свое время для Москвы было северокавказское направление.
Но если в предыдущие годы шииты, главным образом, создавали саудитам проблемы лишь на границе, то теперь речь идет об их фактической победе в противостоянии в в рамках страны, во всяком случае, в ее северной части. Иными словами, Эр-Рияд рискует в сложившихся условиях испытать полный военно-политический разгром на стратегически важном для его существования «йеменском фланге».
По сути, Саудовская Аравия не только впустую истратила многие миллиарды долларов, но и уступила стратегически важную территорию заклятому врагу – Ирану. В результате йеменского успеха он, уже фактически контролируя ситуацию на ее северной границе (южный Ирак, населенный шиитами), «окружает» ее и с юга. Если к этому добавить и наличие шиитской «Вандеи» на собственной саудовской территории (Восточная провинция, основной центр нефтедобычи королевства), то ситуация для Эр-Рияда становится совсем безрадостной.
Более того – укрепление Ирана в Йемене является его стратегической победой над Саудовской Аравией и по причине того, что теперь он, пусть и гипотетически, но «выходит» к Красному морю, создавая угрозу важнейшим судоходным путям, проходящим у африканского побережья и имеющим важнейшее мировое значение в плане транспортировки нефти и газа (СПГ). Иными словами, в перспективе Тегеран получает возможность перекрыть проливы и заодно «перехватить» саудовский нефтяной экспорт, за счет которого и существует королевство.
Саудовская Аравия теряет своих «детей»
И то, что его американский союзник не вмешался в развитие событий в Йемене, становится еще одним индикатором «слива» Эр-Рияда. Пока формально Вашингтон сохраняет с ним союзнические отношения. Казалось бы, об этом свидетельствует совместное участие саудовских и американских ВВС в бомбардировках боевиков движения «Исламское государство» (ИГ).
Однако, добившись этого, Обама заманил саудовского короля в ловушку. Ведь воздушные удары обрушились не только на ИГ, с которым конфликтуют оба союзника, но и просаудовское формирование «Джабхат ан-Нусра», созданное усилиями спецслужбы Эр-Рияда GID для борьбы против сирийского режима Башара Асада. Саудовское руководство не только не смогло отстоять своих «детей», но и, участвуя в совместной коалиции с США, она фактически сама бьет по ним.
Опасность для Саудовской Аравии состоит не только в дальнейшей утрате влияния, выражающегося в ослаблении ее боевиков, руками которых ранее она вела вооруженную борьбу на пространстве от Атлантического до Индийского океана. Подобное положение дел создает для Эр-Рияда серьезный риск утратить прежний контроль над своими боевиками, которые могут очень быстро перейти в антимонархический лагерь.
В любом случае, стремление США покончить не только с «диким» «Исламским государством», но и с просаудовскими радикальными группировками служит еще одним индикатором «слива» саудитов. Причем в последние месяцы Обама напрямую провоцировал разрыв союза, сохранение которого стало крайне неудобным для США.
Кроме неспособности (а ранее и нежелания Саудовской Аравии) покончить с джихадистами, суннитскими выходцами, важную роль в изменении их позиции играют и имиджевые соображения. Так, США уже давно упрекают в «потворствовании средневековому саудовскому режиму», где попираются все известные права человека. И в этом смысле развитие отношений с Ираном представляется для них более оправданным, поскольку положение дел там с «женским» и «национальным» вопросами обстоит на порядок лучше, чем в Саудовской Аравии.
Следует заметить, что США давали ей шанс исправиться. Это позволило бы сохранить прежние союзнические отношения. Однако сама ситуация в Саудовской Аравии делала это невозможным.
«Черная метка» саудовскому королю от Обамы
В этом смысле показателен мартовский визит 2014 г. Обамы в эту страну, где он, фактически, сделал саудовскому руководству «последнее предупреждение», в том числе и относительно соблюдения прав человека вообще и женщин в частности.
Мартовский визит Барака Обамы в Эр-Рияд, «срезанный» под предлогом ухудшения здоровья саудовского короля Абдаллы, ярко высветил растущее «непонимание» между Вашингтоном и королевством, тогда как, напротив, изначально он задумывался как мероприятие по установлению «примирения» между былыми союзниками.
Несмотря на то, что американский президент провел там два дня (28 – 29 марта), согласившись за это время на продажу саудитам ударных БПЛА Predator и, казалось бы, доказав тем самым приверженность союзническим обязательствам, итоги стали провальными для Эр-Рияда.
Действительно, на этот раз Обама предоставил Саудовской Аравии доступ к подобным вооружениям, предоставляемым лишь стратегическим союзникам, чего раньше США не делали. Однако это уже не могло компенсировать тревоги относительно американского сближения с Ираном.
Основная часть общения президента США пришлась лишь на условно считающегося проамериканской креатурой министра внутренних дел королевства Мохаммедом бен Наифом. Встреча же Обамы с Его Величеством была короткой. Она произошла на ранчо Равдат Хурайм, расположенном в 98 километрах северо-восточнее саудовской столицы. Их дискуссия «столкнулась» на Катаре. Обама выразил недовольство относительно саудовских нападок на этот эмират, тогда как король Абдалла обвинил Доху во всесторонней поддержке «Братьев-мусульман».
Тогда же на вопрос министра иностранных дел королевства Сауда аль-Фейсала относительно причин промедления американских действий по Сирии и отказа Вашингтона поставлять необходимые вооружения радикальной сирийской оппозиции, президент США открыто заявил, что это означает нежелание впутывать себя в ближневосточный конфликт.
Эр-Рияд не удовлетворили объяснения Обамы, что он намеревается поддерживать сложившийся «баланс» сил в действиях сторон внутри Сирии путем воздействия на ситуацию со стороны специальных служб и их операций, не предусматривающих непосредственного участия в вооруженном конфликте.
Американский президент выразил ту же «осмотрительность» и по иранскому вопросу, заявив, что политика США будет в дальнейшем направлена в сторону вовлечения этой страны в западную орбиту, что исключает наличие каких-либо угроз для Саудовской Аравии и ее союзникам из числа прочих арабских монархий Персидского залива.
Разумеется, такие словесные «гарантии» не могли устроить Эр-Рияд. Важным показателем отсутствия готовности сторон к дальнейшему диалогу стало то, что запланированная встреча между советниками Обамы и представителями саудовских союзников из организации Совет сотрудничества Залива или GCO была отменена.
Тоже самое произошло и с ожидавшейся пресс-конференцией двух лидеров и самого Обамы. Согласно официальному объяснению Эр-Рияда, произошло это в результате резкого ухудшения состояния здоровья Его Величества. До конца неясно, было ли это связано с действительными проблемами за здоровьем, или с провальным ходом диалога двух лидеров.
В свою очередь, прочие высшие представители Саудовского королевства тогда отказались обсуждать с американцами непростой вопрос относительно деталей ожидающейся смены власти в стране в условиях, когда на роль преемников Абдаллы претендовали ставленники различных кланов.
Например, в том случае, если нынешний монарх оставляет власть по состоянию здоровья, это может послужить основой для пересмотра порядка престолонаследия и лишения его старшего сына Мутаиба трона в пользу других наследных принцев, наиболее «авторитетными» из которых считаются Салман и Мукрин.
Впрочем, наиболее показательным в плане изменения отношения Вашингтона к Эр-Рияду стал второй день визита Обамы, программа которого вызвала глубокий шок среди членов саудовской королевской семьи. В частности, он встречался с местными правозащитниками.
Особенно ярким было его общение с организатором кампании за права женщин в стране Махой аль-Муниф, курировавшей национальную программу Саудовской Аравии по спасению семьи. Обама лично вручил ей награду «за женскую храбрость» (то есть, за подрывную деятельность против устоев королевства в саудовской интерпретации).
Символично, что это произошло сразу после свидания Обамы с Его Величеством. Разумеется, это не могло не вызвать тревогу в Эр-Рияде. Фактически, Обама тогда продемонстрировал наличие «иных» взглядов на ситуацию в этой стране и готовность сделать ставку на более удобные в плане взаимодействия силы, чья идеология будет приближена к американским ценностям.
Необходимо отдавать отчет в том, что саудовские правящие «старцы» не случайно сохраняли дискриминационные законы в отношении женщин. Они уверены в том, что Запад стремится обезопасить себя от исламского мира, нанеся мощный удар именно по семье. Ее устройство, при котором женская часть традиционно пребывает в подчиненном к мужчинам состоянии, до сих пор гарантированно ограждало мусульман в плане культурного противостояния западной цивилизации. И в том случае, если здесь произойдут хотя бы малейшие подвижки, существует большой риск, что это станет «спусковым крючком» к началу дальнейших более серьезных изменений и последующему краху саудовской монархии.
После Саудовской Аравии
Представляется, что американские «ставки» на шиитов не являются проявлением авантюризма нынешней администрации США, а, напротив, служат примером их прагматичного поведения в современных условиях. По мнению Вашингтона, именно шииты способны стать силой, способной остановить джихадистов-суннитов, порожденных Саудовской Аравией.
И если во времена СССР такая работа была ему даже выгодна применительно к попыткам советизации Афганистана, то теперь она все больше угрожает американским интересам.
В данной ситуации поддержка проиранских структур представляется меньшим злом, чем действия суннитских группировок, стремящихся к планетарному триумфу. До сих пор шииты не были замечены в прозелитизме и явных попытках навязывания собственной религии миру.
При этом у Вашингтона существует уверенность, что шииты, составляющие лишь около 10 процентов от численности всех мусульман, не смогут победить суннитов, навязать свою «повестку дня» исламскому миру и стать новой угрозой для США.
Тем более, что регион в результате на неопределенное время ввергается в бессмысленную на первый взгляд бойню, уничтожающую его потенциал и способствующую реализации Западом его конкретных планов в отношении региона Большого Ближнего Востока.
Все это, в свою очередь, не только ставит крест на стремлении Эр-Рияда к региональному господству, но и вызывает вопросы относительно дальнейшего выживания Саудовской Аравии как государства, ставшего в XXI веке анахронизмом. Такой расклад становится все более очевидным, учитывая ее средневековые законы и крайне агрессивного поведения его руководства, не соответствующие реальным силам королевства. Это усугубляется наличием огромных нефтяных ресурсов, которые до недавнего времени Эр-Рияд тратил на поддержание подрывной деятельности по всему миру.
До сих пор существование этой страны было обусловлено не только и не столько наличием огромных денежных резервов, а союзом с США, без которого она оказывается в положении черепахи без панциря. Как показывает практика, одних лишь денег, даже в саудовских объемах, недостаточно для собственного выживания в условиях растущей конкуренции в мире.