Заявление, сделанное 25 августа руководством исламистской группировки из Нигерии «Боко харам» о создании собственного государства (халифата) наглядно демонстрирует взаимосвязь этого события с действиями радикальных исламистов в Магрибе и Месопотамии. Судя по согласованности их выступлений, речь идет о наличии единого центра управления этими группировками, который находится на Западе.
После июньского объявления группировкой «Исламское государство» (ИГ) о создании халифата, как уже в конце августа то же самое сделали их африканские единомышленники - радикальная организация «Боко Харам», действующая в Нигерии. Необходимо заметить, что это произошло на фоне резкой дестабилизации в ряде североафриканских стран Сахеля и Магриба (Ливия, Мали, Тунис), основной движущей силой которых также являются джихадисты.
И если раньше попытки создания исламских «государств» носили неорганизованный и локальный, даже местечковый характер (например, «эмират» в ливийской Дерне или похожее «образование» на юге Сомали), то теперь ситуация заметно изменилась. Судя по «синхронности» действий исламистов, они имеют признаки четкой управляемости и носят более масштабный межрегиональный характер.
Отмечаются попытки расширения их активности за пределы традиционного ареала. Так, например, группировка ИГ активно действует не только в Ираке, но и Сирии, угрожая соседним арабским монархиям, особенно Иордании.
В свою очередь, в июле-августе организация «Боко Харам» отметилась успешными действиями не только в самой Нигерии, где она захватила город Гвоза, ставший столицей «африканского Халифата», но и в соседних Камеруне и Чаде.
«Дикие» исламисты против Саудовской Аравии
Необходимо заметить, что тем самым создатели «халифатов» «отнимают хлеб» у Саудовской Аравии, под контролем спецслужбы которой GID до сих пор находилось большинство джихадистских группировок. Более того – сторонники установления исламского государства именно в таком виде выступают за «истинный Халифат», то есть враждебный не только светским режимам, но и «прозападным» монархиям на огромной территории от западного побережья Африки до Персидского залива.
Не случайно, что резкая активизация «альтернативных» исламистских группировок вызвала заметную тревогу именно в странах с монархической формой правления, у которых имеется немало слабых мест, по которым могут ударить «дикие» исламисты.
Например, наличие на их территории многомиллионной массы гастарбайтеров, преимущественно мусульманского вероисповедания, которые на собственном примере ощущают явное неравноправие в таких государствах одних мусульман по сравнению с другими.
Ситуация усугубляется присутствием в государствах Аравийского полуострова других групп угнетенных мусульман, которые вряд ли станут сражаться за монархические режимы в трудную минуту. Среди них – лица без гражданства или бедуны, а также шииты и пр. Не случайно, что среди этих категорий спецслужбы местных государств неоднократно за последние годы вскрывали «заговоры». Наибольшую опасность, согласно заявлениям и действиям видных фигур этих королевств и эмиратов, представляют «братья-мусульмане».
Обама поддерживает исламистов?
Интересно, что представители Саудовской Аравии в течение августа обвиняли в эскалации ситуации на Ближнем Востоке президента США Барака Обаму, который якобы потворствовал действиям тех же «братьев-мусульман», которые пытаются дестабилизировать ситуацию в странах Аравийского полуострова. Примечательно, что боевая организация этого же движения активно проявила себя и в Ливии, где в последние месяцы наблюдается обострение вооруженного противостояния.
Что касается обвинений со стороны Эр-Рияда, то они не такие уж и беспочвенные. Необходимо заметить, что до недавнего времени штаб-квартиры «братьев» располагались именно на Западе, в частности, в Великобритании, ближайшей союзницы США, и даже охранялись от разного рода неожиданностей спецслужбами западных стран.
Соответственно, своеобразной была и реакция Вашингтона и его союзников на свержение в Египте ставленника этой организации президента Мохаммеда Мурси: так, некоторое время в отношении военных путчистов действовали западные санкции, которые были сняты с них сравнительно недавно.
Кроме того, Вашингтон при Обаме стал резко «одергивать» ту же Саудовскую Аравию за нарушение прав человека (и что особенно возмутительно по местным меркам – прав женщин) и гражданских свобод, в том числе касающихся исламистов, враждебных монархическому строю и выступающих за «истинный Халифат».
Необходимо заметить, что до сих пор точные и стопроцентно подтвержденные источники финансирования «неохалифатских» организаций не назывались, хотя за ними обычно формально стоят кувейтские и особенно катарские «просветительские» и прочие фонды, за которыми традиционно скрываются спецслужбы местных государств, особенно Дохи.
Впрочем, существуют большие сомнения, что даже с имеющимися у них ресурсами, им удалось бы самостоятельно за сравнительно короткие сроки «раскачать» ситуацию в прежде не самых нестабильных странах «третьего» мира, включая Нигерию.
Учитывая уровень отношений ряда арабских монархий с США и, соответственно, их спецслужб друг с другом, те же ЦРУ и МИ-6 действуют для «отвода глаз» как в Азии, так и в Африке, под прикрытием своих коллег из числа региональных союзников.
При этом не без их участия создавалось и нынешнее «Исламское государство». Яркая тому иллюстрация — наличие в исламистских формированиях видных представителей социалистов-баасистов из числа суннитов. Среди них печально знаменитый ад-Дури, бывший глава партии Саддама Хусейна, являвшийся одним из самых разыскиваемых деятелей его режима. Интересным моментом здесь служит то, что после задержания этого функционера американскими силовиками он неожиданно был объявлен «неизличимо больным» раком и отпущен на свободу.
Однако «смертник» ад-Дури, в полной мере пообщавшийся с сотрудниками ЦРУ, успешно «протянул» с того момента почти 10 лет и сыграл очень важную роль в краже Нури аль-Малики, распропагандировав иракские войска в пользу ИГ.
Во всяком случае, если бы деятельность по дестабилизации региона велась тем же Катаром на «свой страх и риск» и тем более бы угрожала интересам Запада, его бы быстро поставили на место, учитывая тот факт, в плане обороны он практически полностью зависит от США.
Напротив, подобная работа «выбивает» целый ряд крупных государств Азии и Африки из полноценного участия в международной жизни. Более того, это и делает возможным последующее иностранное вмешательство с целью ослабления путем «разукрупнения» прежних влиятельных игроков, таких как Ирак, Ливия, Нигерия, Сирия и др. и осуществление последующих манипуляций с их сырьевыми, особенно нефтегазовыми ресурсами в пользу тех или иных транснациональных корпораций.
Будет ли интервенция Запада в Африке?
Необходимо напомнить, что объявление о создании «Исламского государства» в Ираке послужило «спусковым крючком» для начала очередного международного вмешательства в дела этой страны, которое уже осуществляют Иран и США, к которому уже готовы присоединиться другие страны, включая Австралию и Великобританию.
Несмотря на создание ради этого достаточно широкой коалиции, конечный исход данной операции пока остается туманным. Впрочем, вполне ясным моментом служит уход из этой страны целого ряда иностранных компаний.
Та же перспектива стоит и перед российской компанией «Лукойл», которая вложила десятки миллиардов долларов в освоение иракских нефтяных месторождений и едва начала получать прибыль в данной стране, может лишиться своих инвестиций, фактически отдав их другим иностранным бизнес-структурам.
Похожая ситуация с высокой долей вероятности может сложиться и в Нигерии. Для доказательства актуальности собственного вызова группировке «Боко Харам», вслед за ИГ заявившей об очередном создании «халифата», необходимо нанести серьезный удар либо на самой нигерийской территории, либо по соседним странам.
Как показывают летние рейды боевиков данной организации, все возможности для этого у нее имеются. А после очередной вылазки исламских радикалов велика вероятность, что Запад и его союзники попытаются повторить «иракский вариант» с интервенцией в том или ином виде.
Во всяком случае, сами боевики своими действиями явно к этому стремятся. И, главное, что после создания иракского «халифата», о необходимости ликвидации которого заявляют представители американских властей, подобное развитие событий было бы логичным.
Провалы в исламских странах на вооружении противников Обамы
Между тем, противоречивая политика Вашингтона по «потворствованию» исламистам с последующим «пожарным» вмешательством уже активно используются в США против Обамы. Так, например, в последнее время на него обрушился буквально шквал обвинений в ведении провальной политики на «арабо-мусульманском» направлении.
Показательно, что в этой критике активно участвуют не только республиканцы, но и демократы, например, Хиллари Клинтон, занимавшая при первом президентском сроке Обамы пост госсекретаря. Она считается одной из главных вероятных кандидатов на пост президента США от Демократической партии на выборах 2016 г.
Такое положение дел может объясняться участием американских спецслужб в заговоре под кодовым названием «Сафари на Обаму». Их активная роль в нем не случайна: на протяжении своего президентства отношения действующего президента с влиятельным американским «разведсообществом» стали близки к враждебным.
В том числе потому, что нынешняя администрация, совершая те или иные «проколы» (например, в Афганистане и Ираке), отнюдь не стремилась признать их и взять на себя. Напротив, в этом зачастую напрямую и во всеуслышание обвинялись американские «рыцари плаща и кинжала», на основании «неправильных» данных которых якобы и принимались «неверные» решения.
А широко растиражированные скандалы вроде тех, что привели к отставке уже бывшего шефа ЦРУ Дэвида Петреуса и др., уже выводили их отношения с Обамой на уровень, близкий к нетерпимому.
И сейчас, пользуясь удобным моментом, представители этого влиятельного сообщества не только не стремятся отвести от главы государства удары применительно к своей профессиональной «части», но и сознательно их усугубляют.
Несмотря на то, что пока их накал не достиг того состояния, который наблюдался при президенте Джоне Кеннеди, действия американского «разведсообщества» на настоящем этапе могут также создать для Обамы тяжелые последствия. Как известно, в Конгрессе США имеется немало желающих довести его после ряда непопулярных инициатив (особенно иммиграционной реформы) «до импичмента». И деятельность спецслужб максимально способствует подобному варианту развитию событий.