Параллельно санкционному давлению в отношении России, США действуют похожим образом и против Франции с целью заставить ее руководство играть по старым правилам и отказаться от попыток вытеснения Вашингтона из различных регионов земного шара. Напряженность между ними усиливается и в результате нежелания Парижа разрывать взаимовыгодные отношения с Москвой. Дальнейшее продолжение выяснения отношений Франции и США угрожает перерастанием нынешней напряженности в «экономическую» войну.
В последние месяцы и годы экономическая и политическая конкуренция между Францией и США заметно обострилась. Одна из главных причин – нежелание Парижа признавать прежние «сферы влияния» западных держав в отношении третьих стран.
Так, например, глава Франции Франсуа Олланд развил за время своего президентства небывалую военно-политическую активность. Среди наиболее значимых военных операций Франции в Африке следует указать Мали (операция «Серваль» по нейтрализации исламистских группировок), а также «миротворческие» действия французского воинского контингента в ЦАР, раздираемой гражданской войной и др.
Франция расширяет конфликтную зону в Африке
Однако Париж не довольствуется лишь попытками наведения порядка на территории своих прежних африканских колоний. Так, 14 июля Олланд заявил о выполнении французским воинским контингентом своих задач в Мали и направлении его «в регион Сахель к югу от Сахары» для начала новой антитеррористической операции под кодовым названием «Бархан».
То, что это было преждевременное заявление, свидетельствует недавнее ухудшение обстановки в этой стране на примере активизации действий исламистов и сепаратистских туарегских группировок. При этом собственные операции со стороны элитных войск Парижа, в том числе парашютного спецназа и Французского Иностранного легиона дали весьма блеклые результаты и не привели к нейтрализации основных лидеров повстанческих группировок и основной массы их бойцов.
Несмотря на это, Олланд избирает более интересную цель. Однако конкретные страны, на территории которых будет проводиться новая военная операция, он не назвал, что вносит заметную интригу относительно дальнейших направлений военных усилий Парижа.
Учитывая интересы последнего, можно предложить, что речь может идти не только об «умиротворении» «уранового» Нигера, за который в последние годы Франция все сильнее конкурирует с Китаем. Важно заметить, что при этом террористическая угроза в Нигере выражена не столь очевидна, как в Мали и тем более, не как в «нефтегазовой» Нигерии, большая часть которой не входит в указанный Олландом регион Сахеля.
Франция и ее арабские союзники на «нигерийской поляне»
Впрочем, предлог для «влезания» в последнюю имеется весомый. Это последнее громкое нападение боевиков радикальной исламистской группировки «Боко Харам» из Нигерии на соседний Камерун, ранее являвшийся французской колонией.
Причем возможность прямого военного вмешательства Франции становится все более вероятной, исходя из данных целого ряда индикаторов и в том числе усиления разведывательной активности Парижа в отношении данной страны.
Например, в этой связи показательно и повышенное внимание французской спутниковой группировки к происходящему в Нигерии. И объяснения источников из самой Франции о том, что это непосредственно связано со стремлением ее руководства «помочь» нигерийской стороне найти похищенных исламистами из «Боко Харам» нескольких сотен девочек не выглядят достаточно убедительно относительно истинных мотивов такого внимания.
И в случае французского военного вмешательства в дела этой страны может быть реанимирован старый проект создания на территории Нигерии проект «Биафра», который в случае своей реализации расколол бы эту одну из крупнейших африканских стран, которая в последние годы демонстрировала все более независимый от Запада курс.
Ее привлекательность для навязывания западной, а в данном случае французской опеки в том числе обусловлена наличием на ее территории крупных нефтегазовых запасов. А это, в свою очередь, привлекает к ней алчные взоры ряда арабских союзников Франции, включая Катар, действия спецслужб которых уже в значительной степени дестабилизировали ситуацию в этой стране и подготовили почву для иностранного военного вмешательства.
Франция пытается «увести» арабских союзников США
Пользуясь ухудшением отношений между США и некоторыми аравийскими монархиями, особенно ОАЭ и Саудовской Аравией, Франция пытается перехватить важные многомиллиардные контракты у американских компаний как в оборонной, так и в энергетической сферах.
По сути, ей уже удалось в значительной мере утвердиться на рынке ОАЭ. Успехи Парижа на данном направлении увенчало создание на территории данного государства французской военной базы с передислокацией туда из стратегически важной для контроля судоходных путей по Красному морю группировки Французского Иностранного легиона.
И теперь тоже самое она пытается осуществить и с Саудовской Аравией, которая заметно испортила в последние месяцы отношения со своим американским союзником. Но в отличие от ситуации с ОАЭ, в последнем случае речь идет о гораздо более серьезных контрактах и прибыли, исчисляемой ежегодно десятками миллиардов долларов.
Франция, Россия и постсоветское пространство
Также необходимо заметить, что еще при Саркози Франция стала особенно активно проникать в сырьевой сектор бывших советских республик. Олланд лишь еще больше усилил эту тенденцию. Так, например, под особым «прицелом» Парижа находится Казахстан, в уранодобывающем секторе которого буквально на глазах укрепляется французская атомная компания Areva.
При этом она, как показывает практика, не пытается идти навстречу своему американскому партнеру и возместить таким образом наносимый ему экономический ущерб более активным сотрудничеством в сфере политической.
Наглядным тому примером служит вопрос с усилением антироссийских санкций в связи с событиями на Украине. Франсуа Олланд не желает понижать параметры двустороннего сотрудничества с Россией, заметно влияя на позицию остальных европейских государств. Максимум, чего пока удалось добиться США от ЕС вообще и Франции в частности – о это обещание не заключать новые контракты в ряде секторов. Это касается как энергетической, так и военно-технической сфер.
Причем в последнем случае речь идет не только о поставках «Мистралей», но и куда более важного сотрудничества с французскими компаниями Thales и Safran, устанавливающих авионику на российские экспортные боевые самолеты и вертолеты, а также новейшие прицелы на бронетехнику.
Учитывая серьезное понижение соответствующих параметров военно-технического сотрудничества между Россией и Израилем, прекращение взаимодействия с французской стороной заметно бы затруднило для Москвы выполнение ее экспортных обязательств.
США, крушение малайзийского «Боинга» и Франция
Немаловажное влияние на обострение с Вашингтоном оказывает и поведение Парижа в отношении катастрофы с малайзийским «Боингом» в небе над Украиной. Необходимо заметить, что из числа западных стран лишь Франция кроме США обладает техническими возможностями для проверки данных о том, откуда именно был произведен ракетный залп по гражданскому авиалайнеру.
Речь идет не только о наличии у нее особой орбитальной группировки спутников-шпионов с улучшенными возможностями, не уступающими в этом отношении американским, но и специального боевого корабля новейшего поколения для ведения радиоэлектронной разведки.
Речь идет о современных кораблях типа Dupuy de Lome со специальной аппаратурой MINREM (Moyen Interarmées Naval de Recherche ElectroMagnétique), способных перехватывать и анализировать все типы радиосигналов, в том числе со спутников. Примечательно, что с момента начала украинского кризиса они почти постоянно находятся в акватории Черного моря и наблюдают за «сражением на Донбассе».
Исходя из «многозначительного» молчания Парижа относительно озвученной ранее некоторыми американскими представителями версии о причастности к катастрофе «Боинга» российской стороны или ополченцев, можно предположить, что и на этот раз у французской стороны имеется свое, особое мнение по этому поводу.
Разумеется, учитывая данный момент, США было крайне выгодно договориться с Францией относительно единой позиции во избежание попадания в неприятную ситуацию. Поскольку этого пока не произошло, поведение официального Парижа представляет прямую угрозу Вашингтону. Не случайно, что в последние дни западные СМИ демонстрируют тенденцию к «сворачиванию» сюжета с «Боингом».
Корпоративная конкуренция США и Франции
Впрочем, как показала ситуация с недавними репрессиями США в отношении оштрафованного американскими властями французского банка PNB Paribas на рекордную сумму в 10 млрд долларов, Белый дом имеет реальные рычаги воздействия на Париж.
При этом сами США пытаются всячески поставить под свой контроль приоритетной корпорации данной страны. Так, несмотря на сопротивление не только самой Франции, но и Евросоюза, Вашингтону «почти» удалось достигнуть своей цели относительно приобретения французского машиностроительного гиганта Alstom. Речь в данном случае идет о действиях американской компанией General Electric, на который также претендовала германская сторона.
После получения дополнительного 20-процентного пакета акций французской компании голос Вашингтона в плане принятия решений в данном случае может стать основополагающим. Впрочем, пока ему не удалось реализовать все свои замыслы, поскольку он нацеливается на получение полного контроля над Alstom.
«Своего» США добиваются совместно с ближайшими союзниками, например, Великобританией. В интересах Вашингтона она начала собственное юридическое «расследование» относительно якобы имевших место фактов коррупции и отмывания денег руководством Alstom и ее дочерних структур.
Между тем, неуступчивость французской стороны по отношениям с Россией и другим направлениям во многом определяется тем, что зачатки нынешней «торгово-экономической войны» с Вашингтоном возникли не сегодня. Не случайно, что она готовится дать своим американским коллегам адекватный ответ.
Так, Париж все больше беспокоит присутствие назначенных во флагманские французские компании (например, Total, Alcatel-Lucent и Technip) американских корпоративных советников. Примечательно, что Париж на переговорах с Вашингтоном о назначении еще одного подобного назначенца в BNP Paribas выступил против подобного шага. То же самое намерение он продемонстрировал и относительно попыток внедрения корпоративного советника из США в другую крупную компанию Alstom (показательно, что она также подверглась американским «репрессиям»).
Подобное поведение США не случайно. Наличие американских представителей в ведущих французских компаниях преследует не просто аморфные «бизнес-интересы», но и позволяет получать детальную и конфиденциальную информацию, и вести «свой» элемент управляемости ими.
В данном случае речь идет о серьезных конкурентах соответствующих структур из США, которые при таком раскладе получают возможность принимать в отношении действий «французов» упреждающие меры. И нельзя исключать, что «сливы» относительно будто бы имевших место взяток руководства французских компаний при осуществлении бизнеса в третьих странах были делом рук подобных «советников».
И эту опасность французская сторона намерена устранить в условиях, когда Департамент Юстиции США (DOJ) ведет себя в отношении крупного французского бизнеса, по выражению источников в Париже, «словно сторожевой пес». Подобная оценка сделана не случайно: американская сторона расследует выплаты взяток французскими партнерами в Индонезии, чему ранее предшествовали соответствующие случаи 2010 г. в Нигерии, далее в Иране и т.д.
А это, в свою очередь, служит рычагами для попыток нейтрализации своих конкурентов. Примечательно, что практически все крупнейшие компании Франции, в которых либо работают подобные американские назначенцы, либо куда их хотят «посадить», в той или иной форме сталкивались с подобным давлением или им угрожает подобная опасность.
В связи с этим глава французской структуры Service Central de Prevention de la Corruption (Центральная Служба по предотвращению коррупции или SCPC) Франсуа Бади намерен нанести свой контрудар CША.
Речь идет о мерах воздействия относительно применения против французского бизнеса американских законов, в частности, «Неисполненного акта» и «Нерасследованного действия» (NPA), предусматривающих репрессии вроде тех, что последовали в отношении банка BNP Paribas.
Париж модернизирует свою законодательную базу таким образом, чтобы упредить действия Департамента юстиции по проведению юридического расследования.
Иными словами, изменение законодательства позволит последним избежать повторного расследования. От него, например, пострадала компания Technip, которую американская сторона обвинила в даче взяток в Нигерии в 2010 году и ее же преследовали во Франции по тому же делу в 2013 году.
Важно, что те компании, которые потенциально могут столкнуться с американским правосудием, получают возможность избежать репрессий США, если они заблаговременно и добровольно предоставят себя в распоряжение антикоррупционным властям Франции. В этом случае возможности для маневра, исходя из международной юридической практики, у США будут ограничены.
Кроме того, Бади намерен законодательно добиться ограничения на назначения иностранных корпоративных советников во французские компании.
BNP Paribas: дело не закончено?
Между тем, острота ситуации в отношениях между США и Францией подчеркиваются продолжением преследований французских компаний со стороны Вашингтона. Это касается и банка BNP Paribas, в состав которого американская сторона продолжает пытаться внедрить своего корпоративного советника.
Однако Париж не намерен сдаваться и пытается контратаковать Вашингтон. Но генеральному прокурору США Эрику Холдеру и генеральному директору «Банковской Целевой группы» из Франции Жан-Лорану Боннафе не удалось достигнуть соглашения в планируемые сроки в связи с тем, что Париж ставил предварительным условием закрытие начатого в отношении данного банка дела и возмещение нанесенного действиями американской стороны ущерба. В противном случае BNP Paribas стремится провести на это место француза, либо вообще закрыть этот пост.
Чтобы обосновать необходимость французского назначения, команда Боннафе обратила внимание на два пункта французского законодательства. Среди них положение о банковской тайне, закрепленное в статьях 511-33, посвященной денежному и финансовому «коду», и французского блокирующего закона (устава) 16 июля 1980, запрещающего раскрытие финансовой или экономической информации, касающейся французских компаний, фигурирующих в иностранных судебных разбирательствах.
Между тем, наличие блокирующего устава продемонстрировавшего эффективность в других франко-американских сражениях, не защитило BNP Paribas от огромных издержек. Причем США сохранили возможность навязать ему в корпоративные советники негражданина Франции. Иными словами, во французском законодательстве оказались лазейки, которыми воспользовалась американская сторона и которые Парижу необходимо как можно скорее закрыть.
Американо-французский поединок за Иран
В этой связи необходимо вспомнить и события двухлетней давности, связанные с Total, когда компания была признана виновной в выплате нелегальных комиссионных в Иране в 2012 г. Произошло это после напряженных и интенсивных переговоров Total с американской стороной, когда компании удалось получить назначение французского корпоративного советника, а не американского.
Однако появление на этом посту Жана-Франсуа Теодора, экс-заместителя директора структуры NYSE Euronext и бывшего корпоративного советника в Technip не позволило данной нефтяной компании удовлетворить свои интересы. Реального возвращения Total в эту страну так и не произошло.
Достигнуть прорыва не удалось даже при том, что главный исполнительный директор Total Кристоф де Маржери смог встретиться с президентом Ирана Хасаном Роухани в январе этого года, а старшим руководителям компании разрешили посетить Тегеран в феврале в рамках торговой миссии, руководимой организацией французских работодателей MEDEF. Подобный расклад может свидетельствовать о том, что иранская сторона уже выбрала для себя в качестве приоритетного партнера США, а не Францию.
Россия и американо-французское столкновение
Подобная ситуация означает, что американо-французские отношения имеют серьезные перспективы для дальнейшего обострения. Данную ситуацию можно охарактеризовать как близкую к «экономической войне» между двумя странами, перспективы которой, учитывая обострение отношений США не только с прежними союзниками вроде Израиля, Саудовской Аравии и Турции, но и с такими державами как Китай и Россия, остаются туманными. Во всяком случае, пока достигнутые на «французском» фронте успехи США можно охарактеризовать как «тактические».
И дальнейшее углубление противоречий между былыми союзниками может привести к еще большей фрагментации Запада, уничтожению перспектив выработки им единой позиции по важнейшим вопросам современности, и, как следствие, к заметному ослаблению. Что, в свою очередь, сыграет на руку в нынешней ситуации России и особенно КНР, которые готовятся к началу реальной конкуренции с США.