Сделанное США предложение сирийскому режиму Башара Асада взять на себя борьбу против исламистов в Ираке свидетельствует о попытках Вашингтона лишить Россию её единственного союзника в арабском мире.
Администрация президента США Барака Обамы демонстрирует готовность резко изменить свой курс по отношению к сирийскому режиму Башара Асада и как минимум, «сохранить ему жизнь». Важно отметить, что соответствующую информацию подтвердили как американские, так и сирийские правительственные источники.
Для чего понадобился Обаме Асада?
Примечательно, что до последнего момента США выступали за свержение «сирийского диктатора», применившего армию против собственного народа и потому лишившегося легитимности в глазах Запада.
Формальным поводом для попытки «сирийского разворота» Обамы стало резкое ухудшение ситуации в Ираке. В этой ситуации Вашингтон стал рассматривать режим Асада как одну из стран, способных взять на себя борьбу против усилившихся иракских исламистов. В этой ситуации его предложение выглядит на первый взгляд как шанс получить «прощение».
Однако это не вполне объясняет столь решительные перемены американской внешней политики в отношении Сирии. Так, еще осенью 2013 – весной 2014 гг. появились характерные индикаторы, свидетельствующие о готовности Вашингтона серьезно поменять позицию по отношению к Сирии. Именно тогда Белый Дом заметно активизировал свои неофициальные контакты с правящим там режимом.
Секретная миссия личной посланницы Асада
Результатом стало то, что в мае-июне 2014 г. личная секретарь Башара Асада Бусейна Шаабан совершила продолжительную поездку на Запад и вела от имени официального Дамаска в Осло тайные переговоры с представителями стран НАТО, включая США.
Этот визит стал первым подобным посещением высокопоставленного лица Сирии Запада за более чем три года продолжающегося противостояния внутри страны, в условиях которого Сирийская Арабская Республика (САР) оказалась в состоянии, близком к дипломатической изоляции.
Примечательно, что на эту знаковую встречу с неназванными западными представителями отправили не видного правительственного чиновника, а особо доверенное лицо президента САР. Он традиционно использует Бусейну Шаабан для выполнения своих наиболее деликатных поручений, которая к тому же, согласно источникам из Дамаска, ранее являлась далеко не последним человеком и для спецслужб этой страны. Подобный момент наглядно свидетельствует об «особо» важном характере обсуждаемых в Осло вопросов.
Неразорванные тайные связи Асада и Запада
Необходимо заметить, что сам факт осуществления подобной поездки в условиях продолжающейся «осады» Асада свидетельствовал о наличии у него тайных каналов связи с Западом. До сих пор она осуществлялась, главным образом, на уровне спецслужб, между которыми еще в 1990-2000-е гг. было налажено партнерское и достаточно плодотворное сотрудничество.
Своего пика оно достигло в 2001-2002 гг., когда режим Асада на коротком отрезке времени активно включился в борьбу против исламистов на стороне Запада и, прежде всего. США. Тогда в ряде случаев они даже провели совместные успешные операции в регионе Ближнего Востока и в западных странах.
По версии самого Асада, отношения с США у него резко испортились после того, как он отказался незадолго до агрессии против Ирака в 2003 г. стать «американским вассалом». Соответствующее «предложение» поступило сирийскому президенту в ходе личного визита тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла, который якобы настойчиво предлагал ему «изменить» России и отказаться от связей с Ираном, причем индикатором реальных изменений должен был стать вывод российского военного объекта (пункт материально-технического обеспечения ВМФ) из Тартуса.
Как бы там ни было, но соответствующие тайные контакты не прекратились даже в условиях пика нынешнего обострения. Так, например, в 2012 – 13 гг. высшие представители сирийских спецслужб, являющиеся одними из главных «столпов» правящего режима, участвовали в секретных переговорах со своими западными коллегами в том числе на территории соседнего Ливана. Тогда им также предлагали рассмотреть соответствующие предложения Запада о прекращении «загонной охоты на Асада» в обмен на его резкое изменение курса в отношении России и Ирана.
Американо-сирийское «потепление»: от слов к делу
Между тем, последние события наглядно показали, что сообщения относительно американо-сирийского «потепления» не являются пустыми разговорами. То, что сторонам удалось приблизиться к достижению взаимопонимания, было продемонстрировано на примере начала активного вмешательства режима Асада в иракские события. Именно первый июньский удар сирийских ВВС на фоне «многозначительного» американского «молчания» приостановил победное шествие исламистов к Багдаду. Без получения серьезных гарантий со стороны США сам Асад вряд ли мог решиться на подобную акцию, рискуя в противном случае быть обвиненным в совершении акта агрессии в отношении соседей.
В свою очередь, эта «пробная» акция, казалось бы, продемонстрировала официальному Дамаску договороспособность Вашингтона, который в данном случае выразил нейтрально-негативную реакцию относительно осуществления «вылета» Асада в Ираке.
Сирийская «карта» Обамы
В данной ситуации особую важность приобретает характер достигнутых американо-сирийских договоренностей и дальнейшие намерения США в отношении режима Асада. То, что он возобновил взаимодействие с Белым Домом, открывает для него новые перспективы в условиях трансформации внешнеполитического курса Обамы и о его попыток использовать отношения с третьими странами в своих конкретных интересах.
Сейчас он рассматривает возможное восстановление отношений с сирийским режимом как одну из своих временных карт не только в ближневосточной, но и в глобальной игре. И это не является поражением Вашингтона: его участие по сравнению с попытками Франции и тем более Турции и ряда арабских государств в попытках «сноса» режима Асада было вторичным и, по сути, минимальным.
Зато результат очевиден: прежней единой и сильной Сирии уже нет. Асад контролирует лишь часть страны, тогда как значительные «куски» внутри и на востоке страны находятся под властью исламистов, тогда как на севере многие курдские районы фактически объявили о своей независимости и от официального Дамаска, и от его противников. Причем сам правящий режим заметно ослаблен в ходе продолжительной кровопролитной борьбы и уже не в состоянии представлять прежнюю опасность для того же Израиля, несмотря на обострившиеся разногласия, остается главным региональным союзником США.
И в этом случае потепление отношений между Вашингтоном и Дамаском наносит удар и по партнерам США, не желающим безоговорочно следовать в кильватере американской политики. В данном случае речь идет о Франции, проявившей строптивость в отношении нежелания безоговорочно следовать американским санкциям против России.
Применительно к данной ситуации необходимо напомнить, что именно ее руководство в лице президента Франсуа Олланда из числа лидеров западных стран наиболее активно выступало за свержение Башара Асада. В этих условиях Париж рискует стать одним из главных проигравших по «сирийскому вопросу» в случае реального глобального изменения курса Вашингтона на Ближнем Востоке.
Сирия и ее российский союзник
Необходимо заметить, что руководство САР, обнародовав информацию о сделанном ему американском предложении, попыталось сигнализировать своим союзникам, и прежде всего, России, что она не ведет тайные сепаратные переговоры за её спиной. Впрочем, это произошло позднее, чем появилась соответствующая информация из открытых американских источников, а именно газет, что не может не настораживать Москву относительно искренности Башара Асада.
В свою очередь, обнародование соответствующих контактов СМИ США может свидетельствовать о том, что Вашингтон целенаправленно посылает сигнал союзникам САР об их уязвимости.
В этих условиях у Башара Асада может возникнуть соблазн «уйти» от России. В случае реализации такого сценария она потеряла бы практически все свои достижения на Ближнем Востоке. Важно, что подобный разрыв не был бы катастрофой для Сирии с финансово-экономической точки зрения, учитывая тот факт, что товарооборот между Дамаском и Москвой минимален. Куда более заметные «цифры» по внешней торговле у Сирии до наблюдаемого кризиса были со странами Запада, Турцией и соседними арабскими государствами.
Что же касается военно-технического сотрудничества, то, как показывает практика того же бывшего египетского президента Анвара Садата, в случае крайней необходимости очень быстро налаживается другими державами.
Сирийский «разворот» как рычаг воздействия Обамы на Иран
С другой стороны, в пользу подобного разворота может служить тот факт, что, несмотря на активную и всестороннюю помощь САР со стороны Ирана, включая военную, финансово-экономическую, топливную и др., до сих пор это не привело к разгрому оппозиции. По сути, в настоящий момент для противоборствующих сторон сложилась патовая ситуация, которую в определенный момент и может изменить соответствующее колебание курса официального Дамаска.
Следует заметить, что для Ирана такая перспектива означала бы катастрофу для его внешнеполитических усилий за последние 15 лет. Ведь для него заключение союза с Сирией стало достижением одной из главных вершин иранской внешней политики за все время существования Исламской Республики.
В случае же сирийского «разворота» он теряет не только эти достижения, полученные в результате колоссальных дипломатических усилий, многомиллиардных затрат и гибели сотен иранских силовиков, активно участвующих в сирийских событиях на стороне правящего режима, но и важные военные объекты на побережье Средиземного моря. Среди них особую роль играет «неофициальный» центр спецназа и пункт приема иранских боевых кораблей в районе Банияса (между Латакией и Тартусом).
Как бы там ни было, подобная, пусть и пока гипотетическая угроза, ослабляет позиции Ирана на переговорах с США, который они, в свою очередь, стремятся «развернуть» в нужную для себя сторону, руководствуясь «своими» соображениями относительно будущего всего региона Ближнего Востока.
Причем «сирийский вопрос» здесь является лишь одним из «козырей» Вашингтона. В этой ситуации наличие американского же проекта «Курдистан» в «колоде» карт Обамы делает игру более захватывающей и вынуждающей Тегеран искать возможности эффективно реагировать на данный вызов.
Перспективы режима Асада: стоит ли доверять США?
Однако вне зависимости от данной «конкретики», Асад должен понимать, что в силу резкой изменчивости американской внешней политики, особенно на настоящем этапе, в условиях, когда США готовятся к смене в 2016 г. президента и перманентной борьбы внутри американской элиты, курс Вашингтона может очень быстро снова развернуться в худшую для него сторону. И только стратегический союз с Россией и Ираном может обеспечить его дальнейшую выживаемость.
Соответствующий опыт Южного Вьетнама, отданного на «съедение» коммунистам в 1975 г., Грузии 2008 г., которую США сначала «натравили» на Южную Осетию, а затем оставили один-на-один с Россией, «сдали» в 2011 г. египетского Мубарака и сегодня иракского аль-Малики, должно чему-то научить Асада.
Тем более, что «тезис» о ненадежности американского «союзника» дополнительно подкрепляется соответствующими индикаторами: так, спецслужбы США продолжают свою работу по дальнейшему разрушению сирийского государства. Не случайно, что на фоне «антитеррористических» американо-сирийских переговоров Вашингтон выделил 0.5 млрд долларов «помощи» вооруженной сирийской оппозиции. Также он не прекращает контакты и с лидерами сирийских курдов, вышедших из повиновения официальному Дамаску.
Впрочем, даже понимание подобной ситуации в перспективе не может гарантировать сохранение верности нынешним сирийским режимом верности Асада российскому союзнику. Процесс принятия решений в Сирии в значительной степени зависел от представителей окружения президента вроде того же олигарха Рами Маклюфа, членов его семьи, которые еще до нынешнего кризиса успели поделить основные доходные отрасли страны, ориентированные в своем бизнесе на Запад и мечтающих о восстановлении с ним отношений.