Согласно данным ЦСУ Латвии, в марте нынешнего года впервые за 60 лет численность населения страны оказалась меньше 2-х миллионов человек и продолжает уменьшаться. По последним данным (за июнь), в Латвии проживает 1 млн 996 тысяч 500 человек.
Это ровным счетом то количество латвийцев, которое проживало в Латвийской Советской Социалистической республике в 1954 году – через 9 лет после войны. Все последующие годы население советской Латвии росло и достигло максимума - 2 668 140 человек - в 1990 году. В лихие перестроечные годы, а затем в годы становления независимой республики число жителей маленькой прибалтийской страны неуклонно снижалось.
В 2013 году Латвия с населением 2,017 млн человек находилась на 147-м месте в списке государств мира по численности населения и на 23-м – в списке государств - членов Европейского союза..
Перспективы, согласно прогнозу европейского статистического агентства «Eurostat», печальны: к 2060 году население Латвии сократится примерно до полумиллиона человек, т.е. до уровня Мальты или Люксембурга (для которого как раз прогнозируется прирост населения).
В прошлом году американские демографы из «Population Reference Bureau» поставили Латвию на шестое место в мире по скорости сокращения населения, отметив, что «уровень рождаемости в Латвии остается одним из самых низких в мире. Население Латвии стремительно стареет, а смертность превышает рождаемость».
Поэтому вопрос - останется ли Латвия на карте Европы через 50 лет - вполне закономерен.
Что же неладно в латвийском государстве
Что же неладно в латвийском государстве? Почему детей рождается меньше, а стариков умирает больше? И почему новое поколение выбирает не родину, а другие страны?
Латыши покидали страну и раньше: в начале 20-го века, в военные и послевоенные годы. Однако никогда эмиграция латышей не была столь масштабной как в конце прошлого и начале нынешнего века.
Казалось бы, борьба за независимость увенчалась победой – можно все силы приложить для того, чтобы Латвия стала тем счастливым «общим домом», который собирался построить Народный фронт, возглавивший Латвийское национальное пробуждение - «Атмоду». Однако уже в 1993 году Народный фронт не смог пройти в Сейм, т.к. не получил требуемого количества голосов избирателей. Лидеры «Атмоды» в большинстве своем ушли из политики – кто на покой в деревню, кто в бизнес, кто в религию или в искусство. Да, и сам «Народный фронт» прекратил свое существование.
Оказалось, что красивые лозунги – это одно, а повседневная работа по обеспечению деятельности государства – совсем другое. Нужны знания, способности, опыт. К тому же, как водится, слишком многие захотели урвать от доставшейся власти свой кусочек счастья. Безмерно расплодившееся чиновничество пилило первые европейские кредиты по линии G-24 (макрофинансовая помощь ЕС).
Люди, которых принято называть «простыми», разочаровались в способности властей постороить новое светлое будущее. А открывшиеся границы способствовали тому, чтобы попытать счастья в Европе.
Жители Латвии стали массово уезжать на заработки в разные страны – чаще всего в Ирландию. Сейчас там живут и работают более 40 тысяч латвийцев.
Кризис поспособствовал эмиграции из Латвии, впрочем, как из многих стран Восточной Европы. Но если в докризисные годы люди ехали, чтобы зарабатывать больше, то в кризисные – чтобы хотя бы зарабатывать, т.к. многие потеряли работу и надежду ее найти.
Что говорят сами эмигранты
Специалисты Латвийского университета провели опрос 2500 латвийских эмигрантов в Великобритании, Швеции, Норвегии, Ирландии и Германии. Сами эмигранты говорят, что самое главное, что заставляет людей уезжать и препятствует возвращению на родину - это неуверенность в будущем Латвии.
Лишь 23 процента опрошенных сказали, что хотели бы вернуться в Латвию. Подавляющее большинство (65,1%) уже устроились на новом месте, адаптировались к новой жизни и не намерены – по крайней мере, в ближайшие 5 лет – менять место жительства.
Что предпринимает правительство
Правительство не может не видеть важность демографических проблем. Однако программа на 2013-2016 годы по возвращению эмигрировавших жителей на родину оставляет желать лучшего.
«План разработан не с целью борьбы с безработицей и не для повышения средней зарплаты – а это главные предпосылки для возвращения эмигрировавших жителей Латвии. План призван начать диалог с проживающими за границей уроженцами Латвии и помочь им интегрироваться, вернувшись в Латвию», – считает гендиректор Латвийской конфедерации работодателей Лига Менгельсоне.
Мнение демографа
Пока в стране высокая безработица и низкие зарплаты, эмигранты не вернутся. Поэтому нужно всячески поддерживать молодые и многодетные семьи, считает авторитетный демограф Илмарс Межс.
«Это касается пособий на детей, проблемы очередей в детсадах, бесплатных обедов в школах и много другого. Сегодня в Латвии на поддержку молодых семей тратится около 1% от ВВП. Эту отметку необходимо повышать до европейского уровня, где на поддержку семей целенаправленно тратится около 2,5% от ВВП. Сегодня государство создает для многодетных семей риск нищеты, не компенсируя многие расходы, связанные с рождением и содержанием детей, в отличие от других стран», - сказал Илмарс Межс в интервью Латвийскому радио.
Если не переломить ситуацию с нынешними темпами сокращения населения Латвии, страны с таким названием может не стать уже через несколько десятков лет, делает вывод демограф.