В Латвии вновь заговорили о переводе всех общеобразовательных школ исключительно на латышский язык обучения. И опять главный борец за чистоту латышского языка - экс-министр образования и науки, а ныне депутат Европарламента, Карлис Шадурскис.
Соответствующий законопроект готовит специально созданная группа, во главе которой евродепутат Карлис Шадурскис, бытность министром образования в 2004 году рьяно боровшийся за реформу русских школ, за что был прозван «Черным Карлисом».
Его стараниям лишить русских детей возможности учиться на родном языке была даже посвящена песня, ставшая гимном защитников русских школ. Авторы использовали хит прославленной рок-группы «Пинк-Флойд» «Последний кирпич в стену», написав свой текст:
Эй, Карлис, выходи к доске!
Мы хотим учиться на родном языке!
Активная борьба против реформы в Латвии, запрещающей русский язык, была результативной: было принято решение постепенно увеличивать доли предметов, преподаваемых на латышском языке в профессиональных и средних (10 -12 классы) муниципальных и государственных школах национальных меньшинств (главных образом - в русских школах) Латвии, до как минимум 60 % (согласно изначальному плану - до 100 %).
Но неугомонный экс-министр образования решил вновь разыграть национальную карту - компромиссный вариант с языковой пропорцией «60 на 40» его не устраивает.
Параллельные системы образования на латышском и русском языках должны быть ликвидированы, заявил евродепутат в недавнем интервью газете «Latvijas Avīze». «Я совершенно уверен, что пришло время для следующего шага в реорганизации системы. Надо перейти на государственное финансирование латышского образования», - сказал Шадурскис изданию. Более того, это позволит увеличить зарплаты учителям, обещает политик.
А чтобы все получилось, политик знает, что надо делать: «Надо объективно оценить, почему предыдущие инициативы по вопросу укрепления позиций латышского языка провалились. Надо извлечь урок из полученного опыта и избегать допущенных ошибок».
«Интеграция в Латвии может быть только латышской! Тенденции таковы, чтобы наша жизнь здесь становится все более русской. Экономическая ценность русского языка в Латвии не сокращается. Пространство употребления, быть может, даже растет. Представитель нацменьшинства может успешно жить и заниматься бизнесом, вообще не говоря по-латышски», - сокрушается евродепутат Шадурскис.