Аргументы Недели → В мире № 27(369) от 18.07.2013

Куда делись сомалийские пираты?

, 19:49

А действительно – куда? Вопрос не праздный. О дерзком морском разбое вблизи Африканского Рога уже давно ни слуху ни духу. Рассказ нашего читателя позволяет понять, как решалась (или по крайней мере решается) эта проблема.

Прибытие «ангелов-хранителей»

Они поднимаются на борт, как правило, после выхода судна из порта. Подходят на катере – и вверх по штормтрапу. Обычно их трое – звено. «Кончиками», или по-береговому – верёвками, начинают поднимать свои ящики, кейсы, футляры. А там…

Бронежилеты. Шлемы. Приборы ночного видения. Средства связи. Аптечка. Штурмовые самозарядные винтовки с оптикой – самые современные, от таких «жаба задушит» любого спецназовца. Автоматы с подствольными гранатомётами. Патроны, патроны…

Морякам фотографировать эти игрушки запрещается. Хотя парни – их «ангелы-хранители».

«Ангелы» начали прилетать на корабли во время буйства сомалийских пиратов.

Чёрная дыра

Сомалийские пираты, разумеется, никуда не исчезли. И продолжают угрожать судоходству. И сама эта страна – по-прежнему «чёрная дыра», куда не суются самые отчаянные репортёры и любители приключений. Другое дело, что о тамошних морских разбойниках давно не слышно. Объединённые усилия мирового сообщества дали плоды?

И так, и не так. Бороться с пиратами, если помните, пытались сначала янки ещё при Клинтоне, потом ООН, НАТО, ВМФ Индии, Китая, России… Шумели газеты, дымили в море разномастные эскадры от горизонта до горизонта, придумывались импровизации с конвоями, коридорами безопасности. Но, как выяснилось, дело это не только дорогое, но и не очень эффективное. Успехи были, однако… Воевать крейсерами и корветами против москитных, юрких лодок – что с дубиной охотиться на комаров. И тогда был предложен иной подход к задаче.

Кто-то скажет – циничный. Заметит, что мировые СМИ, «демократические правительства» Запада, «правозащитники-гуманисты» сами, будто сговорившись, неполиткорректно выпихнули сомалийцев – всех огульно! – за черту милосердия. Что в Сомали беспросветная нужда, хроническая безработица, голод, СПИД, льётся кровь – и никаких прав, в том числе на сытую жизнь. Что тамошнее пиратство – не от хорошей жизни, здесь тот случай, когда спасение голодающих – дело рук самих голодающих.

Но, с другой стороны, – на что сомалийцы рассчитывали, развязав де-факто войну против всего мира? Покусившись на важную артерию международного судоходства? Каким местом думали? С античности действует неписаный постулат: пиратство – омерзительный бандитизм, пираты – враги не какого-то конкретного народа или государства, а всего культурного человечества (hostes humani generis). И точка!

Морская стража

На деле оказалось, что остановить грабёж на большой морской дороге не так уж сложно. Ну да, военные продемонстрировали готовность мирового сообщества действовать максимально жёстко. А дальше, словно из ниоткуда, выплыли и взялись за дело высокопрофессиональные, прекрасно вооружённые, компактные, мобильные «частные военные компании».

Схема защиты гражданских, торговых судов теперь выглядит так. Зоной риска объявлена западная часть Индийского океана, от побережья Африки до меридиана острова Шри-Ланка, включая такие водоёмы, как Красное море и Персидский залив. Перед заходом в «зоны риска» экипаж предпринимает ряд охранных мер: светомаскировка, герметизация всех люков, лазов, дверей, иллюминаторов и т.д. Раскатываются пожарные шланги. Навешиваются заградительные решётки, разматывается по периметру колючая проволока. Оборудуется «цитадель» – потаённое место в чреве судна с запасом пресной воды, провизии, со средствами связи; здесь экипаж забаррикадируется в случае реальной угрозы захвата. Открыть «цитадель» снаружи невозможно. После этого судно, похожее уже на плавучую гауптвахту, идёт на «рандеву» в заранее оговорённую точку. Туда же подходит грузопассажирский катер. Дальнейшее описано в начале материала.

Новые члены экипажа расселяются по каютам, ставятся на довольствие, попадают в тёплую, дружественную обстановку – и зорко несут караульную вахту на ходовом мостике вместе со штурманом, матросом в режиме «четыре часа через восемь». Если кто-то думает, что это какие-нибудь удалые ковбои со стальным взглядом – успокойтесь! Нормальные, семейные, иногда по-хорошему сентиментальные мужики, которые под разговор достанут фотографии детей, жён. Командир звена, как правило, европеец, а вот оба рядовых обычно гуркхи из Непала (эти миролюбивые на первый взгляд воины с Гималаев в рекламе не нуждаются, в британской армии они не зря – элита). Хотя в последнее время стали встречаться и парни со славянскими лицами – белорусы, русские, украинцы. Характерно, что навороченному заграничному огнестрелу они предпочитают старые добрые АК. Какая судьба заносит наших земляков на эту службу? В упор не спросишь, но из реплик ясно, что люди пришли, например, после французского Иностранного легиона.

Собственно, остальное подразумевается. При необходимости (резком приближении маломерного плавсредства к борту теплохода, опасном маневрировании) секьюрити готовы открыть огонь с дистанции 300 м. С господствующей высоты, с упора, из-за стального крыла мостика, из-за бочек с водой, мешков с песком (блокпостов) им будет удобно стрелять в открытую, тонкостенную моторку. А вот налётчикам придётся отвечать снизу вверх, из утлой, прыгающей на волнах лодчонки, идущей на полной скорости. Разница позиций очевидна, один автоматчик без труда может рассеять флотилию из полдюжины шаланд. А уж втроём…

Крепко получив по зубам, уцелевшие сомалийские горе-каперы сегодня не проявляются. На просторах Аденского залива покой и звенящая тишина. Пропали даже привычные, ловящие неводом тунца «мирные рыболовы»-соглядатаи.

Вопрос закрыт? Не совсем.

Завтра на суше?

Иметь на борту оружие морское право позволяет лишь военным кораблям. Как и с кем частные «милитаристы» договариваются, как перевозят через границы и таможенные кордоны тюки со своим добром – неизвестно. Но, надо полагать, существуют на сей счёт какие-то соглашения, заключённые где-то на заоблачных высях большой политики. Главное ведь, чтобы не возникало проблем?

Но проблем не возникает. Наёмные коммандос бдят в открытом море, в нейтральных водах, ничью юрисдикцию не нарушают. Находятся они на палубах судов, ходящих под «удобными флагами» Панамы, Либерии, Багамских и Маршалловых островов, других подобных государств. Теоретически эти страны могут возмутиться нарушением своих законодательств, но как-то не торопятся! Интересно, у какого умника-эстета хватит совести их за это хулить?

А корсары обижаться и судиться тем более не будут.

Иногда думаешь, что этот опыт – знак каких-то очень существенных завтрашних тенденций. Нападения пиратов на мирных мореходов – не просто уголовщина, это отражение цивилизационного разлома. Но разве Европа, запустив к себе вал иноземной, разноплемённой, низкокультурной миграции, не получила головную боль? Разве у нас нет похожих проблем? Но вот на периферии мира появился способ нешумно, но эффективно (и, замечу, неагрессивно – лишь при необходимости жёстко отвечая ударом на удар) нейтрализовывать тех, кто не хочет (или не может) жить по принятым в просвещённом сообществе нормам. Боюсь, однажды сама жизнь заставит нас искать аналогичные решения не только для моря, но и для суши.

…Вояж на плече Шри-Ланка – Суэц занимает не более 12 суток. «Ангелы-хранители» покидают судно так же, как и пришли, – в стороне от порта тихо сходят на ждущий их катер. Ребята отдежурили, в следующем рейсе будут новые. Нельзя расхолаживаться, все понимают, что чуть ослабь внимание – и от берегов брутального Сомали вновь полетят наперерез торговым караванам хищные стаи моторок.

Кто защищает от корсаров XXI века

Частные военные компании (ЧВК) Private Military Companies (PMCs) и частные охранные компании (ЧОК) – Private Security Companies (PSCs) – негосударственные организации, оказывающие военные и охранные услуги. Первых чаще нанимают правительства, вторых – крупные транснациональные корпорации. При этом разница между ЧВК и ЧОК практически размыта. Первую ЧВК организовал отставной командир английской Специальной авиадесантной службы (САС) полковник Дэвид Стирлинг в 1967 г., затем их численность стала стремительно расти. Сейчас на этом рынке работает больше сотни компаний из США, Великобритании и Франции. Их общий годовой доход оценивается в сумму более 100 млрд. долларов.

Пару лет назад, несмотря на спорность правового аспекта, ЧВК и ЧОК стали заниматься охраной гражданских судов, следующих через пиратоопасные районы. По некоторым данным, в Аденском заливе и в районе Африканского Рога действуют более 20 компаний.

Один из наших бывших соотечественников, работающих на крупную американскую ЧВК, на условиях анонимности рассказал «АН» некоторые подробности операций. Состав группы (в зависимости от размера судна и ценности груза) – 3–5 «штыков». Представительство компании в порту отплытия и прибытия обеспечивает группе оружие и средство доставки на охраняемый объект. Стоимость услуг от 18 до 21 тыс. долларов на группу в день. Перелёт, размещение на берегу оплачивает компания. При этом большинство бойцов ЧВК не входит в штат компании: «Нас нанимают в зависимости от предыдущего опыта для выполнения конкретного задания». Гонорар оплачивает судовладелец или владелец груза. «Сейчас морские страховщики требуют обязательную охрану на судне. В противном случае выставляются заоблачные размеры страховки», – рассказал он.

Пребывание группы на борту – не единственная форма обеспечения безопасности судна. В прошлом году британский страховщик Jardine Lloyd Thompson Group начал конвоирование судов в Аденском заливе, Аравийском море и части акватории Индийского океана быстроходными катерами с пулемётами на борту. Вооружённые экипажи антипиратских катеров предоставила канадская ЧОК BTG Global Risk Partners.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram