Упрямство латышских чиновников и блюстителей «чистоты языка» всё чаще приводит к абсурдным ситуациям. Прежде всего это относится к правописанию имён – «облатышевается» всё подряд и совершенно бездумно.
Всем известно, что мужские имена и фамилии в Латвии заканчиваются на «s». Но мало кто знает, что замена происходит и внутри слов, что связано с написанием звука «Ш» в латышской транскрипции. Так что собачку по кличке Шарик будут звать даже не «Шарикс», а «Сарикс». Псина, может, и удивится, но вида не подаст – слово «сосиска» для неё останется неизменным.
А вот людям гораздо сложнее. Европейский суд по правам человека принял к рассмотрению иск лидера правозащитной организации «Верните наши имена» врача-психотерапевта Руслана Панкратова. В заявлении он указывает, что имена и фамилии нелатышского происхождения полностью или частично искажаются и теряют свою первоначальную национальную и этническую форму. Так, за пределами Латвии фамилии будут читаться: Шишкин – Сискинс, Пышкин – Пискинс, Щукин – Сукинс.
Комитет ООН по правам человека по жалобе латвийского правозащитника Леонида Райхмана уже отреагировал и назвал такое произвольное написание латышскими чиновниками имён «прямым вмешательством в частную жизнь». Однако Конституционный суд Латвии считает, что его решения носят лишь рекомендательный характер.