В рамках выставки русского художника-иммигранта Павла Шмарова, открывшейся в центре Пьера Кардена (эспас Пьер Карден) на прошлой неделе, в понедельник, начала работу двухдневная конференция «Художники русской иммиграции во Франции от октябрьской революции до 1950-х годов».
По замыслу авторов событие должно внести свою лепту, способствуя заполнению пробела, возникшего в послереволюционную и советскую эпоху, когда «родная держава отказалась от своих сыновей, рассеявшихся по всему миру, а вместе с тем отказалась от их творческого наследия», - отметил доктор искусствоведения Дмитрий Северюхин.
Если некоторые из них, такие как Василий Кандинский, Александр Архипенко или Марк Шагал на сегодняшний день уже более чем реабилитированы, то многие другие продолжают оставаться в неизвестности.
Среди них Павел Шмаров - с первых шагов известный в России, оцененный его коллегами в иммиграции, но на долгое время преданный забвению. Мастер исторических картин, жанровых сцен, портретов членов царской семьи, посещавший курсы Императорской Академии художеств в Санк-Петербурге в ателье ведущего мастера передвижников Ильи Репина. Его нередко называли русским Ренуаром, обнаруживая параллели между его русалками и нимфами и картинами великого мастера.
В 1923 году Шмаров покинул Россию. Как и другие его коллеги.
В 1940 году в коллекции музея «Же де Пом», прекратившего свое существование в это время, насчитывались полотна 45-ти выдающихся художников их России, таких, как Альтман, Анненков, Шагал, Кандинский, Леви, Малавин, Виноградов, Кзнецов и др.
Причины отъезда художников зачастую никак не были связаны с революцией, и многие из них уехали из России задолго до нее. Основной причиной было получение образования и изучение памятников мировой культуры.
Многие из них жили с надеждой возвращения на Родину, рассчитывали показать свое творчество в России.