Мы продолжаем наш опрос экспертов о том, что они ждут от наступившего года. Сегодня свое мнение о ситуации в Северной Африке специально для «АН» высказывает член комитета Госдумы по международным делам АЛЕКСАНДР БАБАКОВ:
«Северная Африка показала пример того, что там нет однозначных путей решения. И если был период, когда смена лидеров государств рассматривалась достаточно позитивно (но нами никогда не поддерживалась насильственная смена!), то теперь мы столкнулись с другой проблемой. На примере Египта мы видим, что сегодня вряд ли можно назвать любое государство и уж тем более любое лицо в государстве, которое разобралось бы и понимало, с кем ему можно выстраивать официальные отношения. Ведь там очень сложная и расплывчатая ситуация, которая настолько нестабильна, что ставит под угрозу перспективу любых долгосрочных отношений, собственно, с самими этими государствами. Поэтому надо смотреть, делать выводы и никогда не торопиться с принятием неких решений, а особенно таких, которые связаны с применением силы. Может быть, это громко прозвучит, но для прекращения перманентного хаоса в странах Северной Африки, прежде всего, нужно именно воля народов.
Как показал недавний опыт, у России есть достаточно высокий авторитет для того, чтобы и оказывать влияние на принятия решений, и, главное, повлиять на урегулирование ситуации в Северной Африке. Позиция России по многим вопросам там была услышана. Уверен, что еще не раз наша страна будет одной из важнейших сторон переговорного процесса.
И все же нельзя исключать обострения событий в Северной Африке, тем более, если мы говорим о нынешнем периоде развития тех стран, в которых недавно произошла смена режима. Ведь деньги, оружие и отсутствие контроля – все эти соблазны, которые отводят на второй план демократические пути решения проблем. Учитывая историческую и культурную специфику этих стран и то, что большинство из них находится на ресурсах, в которых заинтересованы некоторые другие государства, этот фактор нельзя сбрасывать со счетов, и он будет чуть ли не определяющим в урегулировании мирного процесса».