Последние снимки, полученные со спутников, показали, что площадь ледяного покрова в Арктике неумолимо сокращается. Если так пойдет и дальше, это позволит существенно продлить навигацию по российскому Северному морскому пути. Аналогичная ситуация сложилась и севернее Канады – в так называемом Северо-Западном проходе.
По некоторым данным, Северо-Западный проход полностью освободится ото льда уже через 20 лет. Последнее время вокруг этого морского пути разгорелись нешуточные страсти. Все дело в том, что меняющиеся ледовые условия превращают его в альтернативу для торговых судов. По сравнению с плаванием с западного побережья США до Европы через Панамский канал этот маршрут короче на 25%. Как говорится – выгода налицо.
Поэтому остро встал вопрос – кто будет владеть Северо-Западным путем? Оттава считает, что он принадлежит ей, так как проходит через канадские территориальные воды. В свою очередь США и ЕС хотят объявить Северо-Западный путь международным маршрутом. За этой, казалось бы, не очень важной проблемой кроется еще одна. Кому в таком случае будут принадлежать месторождения нефти и газа, которые наверняка скрываются под холодными арктическими водами? А их упускать никто не хочет – речь идет об огромных деньгах и сытой жизни многих поколений.
Как считают эксперты, сейчас канадцы не могут открыто противостоять Вашингтону – страны имеют слишком разные «весовые категории». Поэтому, похоже, в Оттаве просто решили отложить вопрос в «дальний ящик». Там предпочитают «тянуть кота за хвост» вместо развития инфраструктуры, необходимой для судоходства. Но давление США усиливается. И, как считают аналитики, рано или поздно отношения между странами серьезно накалятся.