Из Ливии поступает противоречивая информация. СМИ сообщают об успешном штурме Триполи, о взятии мятежниками столицы под контроль, разгроме 32-й усиленной танковой бригады ливийской армии, которой командует Хамис Каддафи, и его гибели. По ТВ показывают толпы ликующих жителей Триполи, которые, по версии западных и арабских телеканалов, приветствуют освободителей.
Информатака мощная, что и говорить. Но пробиваются сообщения и другого характера. Разобраться в этой каше очень сложно. Что же произошло в Ливии за последнее время и что происходит сейчас?
Пат
До недавнего времени казалось, что ситуация в Ливии вошла в патовое состояние. Повстанцы не были способны сокрушить режим Каддафи. Не помогали ни помощь западной авиации, ни советники и инструкторы из французских, английских и прочих спецподразделений, ни щедрые поставки оружия и снаряжения. Каддафи тоже не мог сокрушить мятежников – мешала авиация НАТО.
Такая ситуация не могла удовлетворить Францию и Англию. Дело в том, что ресурсы европейских стран в военном плане более чем ограничены. Полгода войны истощили склады запчастей для авиации. Парижу пришлось привлекать для бомбежек самолеты «Мираж-2000N», являющиеся штатными носителями ядерных крылатых ракет, и вытаскивать с хранения старичков типа «Миража-F1».
Свои ограничения по нахождению в море есть и у флота. Французам и итальянцам пришлось увести свои авианосцы – атомный «Шарль де Голль» и легкий «Дж. Гарибальди» – на ремонт. Заканчивались высокоточные бомбы, хотя тут готовы помочь американцы. Да и летчики устали. И самое главное – подходит к концу срок, выделенный мандатом ООН на операцию.
Решение позиционного кризиса
Для того чтобы выйти из патовой ситуации, НАТО решило перейти к экстренным мерам. Усиленными темпами в Ливию потекло оружие, вплоть до артиллерии и бронетехники. Например, по разным африканским странам, на деньги Катара были скуплены юаровские колесные БТР «Ратель» и ряд других бронемашин. Кстати, ЮАР продавал их без права реэкспорта. Немало оружия поступило с европейских складов, многое поставила Польша. К десяткам инструкторов и бойцов спецназа Франции, Великобритании и других стран добавились сотни наемников из частных военных компаний. Они обучали сколачиваемые бригады. По всей Северной Африке и в других исламских странах искали и завозили в Ливию профессионалов-боевиков.
Постепенно инициатива на фронтах перешла к мятежникам. К тому же западным советникам удалось создать какую-никакую, но работающую вертикаль управления. Причем помогла им в этом смерть командующего мятежными отрядами генерала Юниса. Его преемники оказались более управляемыми.
И наконец, были отброшены последние сантименты и в отношении «точечности» и «избирательности» ракетно-бомбовых ударов. НАТО сняло ограничения на атаки жилых кварталов и применение различных площадных средств поражения, например кассетных боеприпасов. По сути, Запад решил сыграть «ва-банк» – организовать серию мощных ударов, чтобы быстро сокрушить Каддафи.
Атака на Триполи
Тем не менее долгое время мятежникам не удавалось раскачать ситуацию. Попытки прорваться нахрапом к Триполи заканчивались плачевно, и даже натовские боевые вертолеты помочь не смогли.
Ситуация изменилась, когда из западного нагорья отрядам наемников удалось прорваться и взять город Баир-аль-Ганам к юго-западу от Триполи. Оттуда им открылась дорога на ключевой пункт Эз-Завийя. В этом 186-тысячном городе находится важнейший нефтеперерабатывающий завод. Сразу захватить завод им не удалось, но сообщение с западной границей Ливии и снабжение продовольствием перекрыть получилось.
Затем была проведена атака на Триполи. Взять полностью под контроль столицу Ливии – задача труднорешаемая. Это очень большой, полуторамиллионный город площадью лишь вдвое меньше Москвы. Для полного контроля над Триполи нужно около 50 тысяч солдат. Их в Ливии ни у кого нет.
Так что поступили иначе. В город заранее заслали мелкие группки диверсантов, возможно, даже без оружия или под видом сочувствующих Каддафи ополченцев. Затем при поддержке натовских боевых самолетов и вертолетов был совершен ночной бросок, как обычно, легковооруженными бойцами на джипах. Они вполне могли пробраться через предместья и без боя – у Каддафи тоже мало солдат.
Одновременно активизировались диверсанты. Ночью с моторных лодок был выброшен десант. Задачей всех групп было посеять панику и одновременно «зачистить» верхушку ливийского руководства. Вряд ли они планировали полностью захватить город. Важнее устроить информационный шум, показав всему миру и народу Ливии, что полковник уже никто и звать его никак.
Сам факт, что для наступления выбрали именно ночь, говорит о том, что основу боевых отрядов составляли не мятежники – они обычно в темноте не воюют. А вот профессионалам войны ночные действия дают большое преимущество. Если это был французский или английский спецназ, то это свидетельствует о готовности НАТО к сильному риску. Спецназовцы могут погибнуть, попасть в руки верных правительству сил. Скорее всего, основу ударных групп составляли не спецназовцы, а наемники. Причем группы специалистов явно знали, зачем шли. Они атаковали учреждения, узлы связи, склады и телецентр. «Сочувствующая» массовка, завезенная на джипах, занималась грабежами, убийствами и поджогами. По некоторым оценкам, в результате боев и натовских бомбежек, погибли более 1300 человек, в основном – мирных жителей. Атака сопровождалась мощным информационным прессингом лояльных к операции мировых СМИ.
Лапша развесистая
Как грибы после дождя сыпались сообщения об арестованных сыновьях Каддафи и их выдаче суду в Гааге. Сам полковник то ли уплыл, то ли улетел в Венесуэлу или как минимум прячется в страхе в подполье. А на Зеленой площади Триполи радостные столичные жители размахивают «королевскими» флагами и братаются с бандитами, то есть, простите, с мятежниками.
Чем дальше, тем больше возникало впечатление об умело развешиваемой зрителям на уши лапше работы лучших голливудских мастеров зрелищ. Знающие люди тут же вспомнили знаменитый фильм «Хвост виляет собакой», как квинтэссенцию и Библию современной информационной войны на западный манер. Вот только непонятно, зачем во всей этой вакханалии участвуют российские СМИ, тиражирующие исключительно новости от мятежников.
Для чего все это было затеяно? Расчет делался на то, что под этим натиском режим Каддафи рухнет. Кроме того, после объявления о взятии столицы под контроль «легитимное» правительство в Бенгази может пригласить «миротворцев» НАТО для закрепления ситуации. Поспособствовали бы этому и заранее заготовленные новости о «готовности агонизирующего режима» применить несуществующее ОМП или баллистические ракеты.
В частности, сообщалось, что ливийские военные запустили целых три ракеты Р-17 «Эльбрус» (натовское обозначение – «Скад») с дальностью 300 км по цели в Мисурате за 700 км.
И якобы натовские летчики одну ракету сбили. Кто тут больший идиот – непонятно. То ли мифические ливийские военные, неспособные посчитать расстояние, то ли летчики, сбивающие то, что и так не долетит. К тому же баллистическую ракету «Скад», почти отвесно падающую из ионосферы со скоростью 1,5–2 км/с, сбить с самолета ВВС НАТО попросту нечем. Ни «Рафаль», ни «Мираж-2000», ни «Еврофайтер» на это не способны.
Вторая волна
То, что «победой» мятежников в первый день штурма Триполи и не пахло, в понедельник понимали немногие, а во вторник это стало ясно всем. Тон информационных агентств сменился. Пошли сообщения о том, что армия Ливии опять стала возвращать Триполи под контроль.
Но судя по всему, частям, оборонявшим Триполи, вместе с переброшенным подкреплением из состава 32-й бригады под командованием «многократно мертвого» Хамиса полностью зачистить город не удалось. Последовала вторая волна атак и бомбежек, высажен дополнительный десант. Эти меры опять изменили ситуацию в пользу оппозиции. Мятежники заняли квартал Баб-аз-Азизия, где находилась резиденция Каддафи, расположенный на окраине города. Сам Каддафи ее давно покинул – она была сильно разрушена ударами авиации. Но зато нашлось, чего разграбить – и «вооруженные клоуны» быстро перешли к привычному занятию. Сам Каддафи объявил, что сдача этого квартала была тактическим ходом. Когда верстался номер, мятежники контролировали северные и западные окраины Триполи, войска Каддафи – центральные районы. Бои идут и в других частях страны. Проблема каддафистов в том, что отсылая подкрепления в столицу, они теряют ключевые районы Ливии.
Кто виноват?
Любителям обвинять руководство России в том, что оно не заступилось за Ливию и Каддафи, стоит напомнить о том, что именно сам полковник в первую очередь виноват в случившемся. Именно он так построил социальную политику в стране, что 10% населения его ненавидело, 20–30% – обожало, а остальным он был безразличен. Именно Каддафи своей экстравагантной политикой в области построения вооруженных сил добился того, что большая часть армии была недофинансирована, необучена и слабо вооружена. Негативно настроены к нему были и офицеры многих частей – их постоянно подозревали в подготовке мятежа и держали под «колпаком» сил безопасности. Одновременно содержали в черном теле – это тоже заслуга Каддафи. Поэтому часть армии устранилась от защиты строя, а другая – перебежала к мятежникам.
Кто, кроме Каддафи, виноват в том, что, имея кучу времени и денег, он не смог вооружить страну даже на уровне соседнего Алжира. Там закупают сотнями танки Т-90СА, десятками – истребители Су-30МКА, построили мощную ПВО с 8 дивизионами ЗРК С-300ПМУ-2 и флот, который вполне может доставить массу неприятностей незваным «демократизаторам». Имей такие силы Каддафи, это, безусловно, перевело бы ситуацию в разряд сирийской. Тамошнее руководство осуждают, но воевать с ним не хотят. Вместо этого полковник юлил и вел переговоры то с Россией, то с Францией, пытаясь сторговаться и надуть и тех и других.
В общем, Каддафи сам себе создал грандиозные трудности, а сейчас пытается из них выкарабкаться. Что, конечно, не умаляет стойкости и храбрости как его самого и сыновей, так и относительной прочности выстроенной им системы – продержаться почти полгода против НАТО многого стоит.
Что дальше?
Сложно сказать, что будет дальше. Ясно одно – война пока не завершена. Скорее всего сейчас мятежники и их покровители переключатся на другие фронты. Наверняка в ближайшие недели давление на Каддафи возрастет многократно – НАТО торопится. Как быстро получится «дожать» полковника – пока неясно. Но если полной победы в ближайшее время не будет достигнуто – следует ожидать любых действий, вплоть до самых жестоких.