На прошлой неделе в США продолжилась череда неудач в области испытаний стратегических вооружений. «Эстафету» у модернизированных ракет «Минитмен-3» (о них «АН» писали в прошлом номере) принял гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2. 11 августа состоялось его второе испытание, закончившееся точно так же, как и первое, – провалом. Что же это за аппарат и зачем он нужен?
Как потерять 150 млн. долларов за пару минут
Экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат Falcon HTV-2 создан по заказу министерства обороны США. Первый раз он был запущен 20 апреля 2010 г. с помощью ракеты «Минотавр-4». Это переделанная в космический носитель бывшая боевая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) МХ. А сам Falcon – американская попытка создать маневрирующий боевой блок для МБР. Траекторию своего полета он изменяет с помощью двигателей ориентации на сжатом газе. В какой-то степени это конкурент нашим маневрирующим и планирующим боевым блокам (ББ). Falcon создается в рамках работ по «Молниеносному глобальному удару» – оснащению МБР неядерными средствами поражения. Их предполагается использовать якобы против террористов. На деле – против неугодных режимов.
Первые испытания закончились полным провалом. «Минотавр-4» успешно разогнал аппарат, но после этого с ним была утеряна связь. Испытания обошлись США в 150 млн. долларов. Официально причина неудачи не объявлялась. Однако источники сообщали о проблемах со стабилизацией аппарата в плотных слоях атмосферы. Вероятно, изменение его положения по отношению к потоку на такой скорости привело к мгновенному разрушению.
Вторые испытания прошли по сходному сценарию – та же ракета доставила аппарат в верхние слои атмосферы. Он отделился и начал планировать, разгоняясь до максимальной скорости. Но в плотных слоях опять пропал и разрушился. Тем не менее во второй раз он продержался несколько дольше.
Молниеносный глобальный абсурд
Концепция «молниеносного глобального удара» все чаще подвергается критике в самих США: слишком дорого, технически сложно, неясны цели и задачи. Одно дело – создавать гиперзвуковой маневрирующий ядерный боевой блок, ставить его на имеющиеся МБР, как это делает Россия. А другое – пытаться сделать гиперзвуковой неядерный боеприпас по цене ядерного. При этом ставить его на штучную, специально разрабатываемую и потому «золотую» ракету, чтобы уничтожить пару пещер в Афганистане или бункер неугодного лидера небольшой страны. К тому же таким пуском можно спровоцировать ответный ядерный удар, к примеру, со стороны России. Да и по новому Договору СНВ такие неядерные средства станут учитываться как ядерные носители. Поэтому они будут занимать место в арсенале, которое можно использовать с большей пользой.
Учитывая результаты испытаний, а также то, что принятый закон о повышении госдолга США предусматривает сокращение военного бюджета на 10%, – судьба Falcon HTV-2 представляется незавидной.
Waverider летает успешнее
Американцы занимаются не только управляемыми планирующими ББ, но и гиперзвуковыми ракетами. И здесь у них успехов несколько больше. Перспективная тактическая крылатая ракета Х-51А Waverider прошла первые испытания в 2010 году. Причем прошла намного успешнее, чем Falcon. Ее двигатель проработал три минуты вместо планируемых пяти и разогнал ракету до скорости в 5М.
Впрочем, США должны благодарить... русских. Дело в том, что в конце 90-х, работая над гиперзвуковым самолетом Х-43, американцы купили результаты некоторых испытаний по этой теме в России. Зачем, спрашивается, мы им это продали? Понятно, что в те годы правительство почти не выделяло денег на отечественный ВПК. Но тем не менее делать этого не стоило.
Х-43 в середине 2000-х прикрыли, а результаты использовали частично и в работе над X‑51A. В любом случае появление таких серийных ракет у США выглядит более вероятным, чем планирующих ББ.
Зачем все это нужно
Нынешний технологический уровень уже позволяет создавать оружие управляемое, и главное – длительно летающее на гиперзвуковых скоростях. Поэтому такими работами занимаются и в США, и в России, и в других странах. Они идут как над управляемыми и планирующими боевыми блоками для стратегических баллистических ракет, так и над гиперзвуковыми крылатыми и противокорабельными ракетами.
Выгоды очевидны. Гиперзвуковая КР большой дальности способна достичь цели в 5–6 раз быстрее, чем дозвуковая. Защищенность ее от ПВО возрастает на порядок – высокая скорость делает такую ракету малоуязвимой, оставляя минимум времени даже для тех зенитных средств, которые способны поразить такую цель. Минусами являются большая стоимость подобного оружия, его масса и габариты – гиперзвук требует мощных двигателей. Зато маневрирующий боевой блок делает бесполезной любую ПРО.
А что в России?
В России разработками в этой области занимаются очень активно, причем давно. Но, как обычно, большая часть этих достижений не становится известными широкой публике.
У нас были созданы и приняты на вооружение несколько поколений противокорабельных сверхзвуковых ракет (ПКР), как тактических, так и оперативного назначения. Это комплексы «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Москит», «Оникс». Благодаря высокой сверхзвуковой скорости и маневрированию, наличию развитой системы селекции целей и радиоэлектронного противодействия эти ракеты и завтра будут грозным морским оружием. Они способны обеспечить нашему более малочисленному флоту шансы на успех даже в противостоянии с авианосным соединением ВМС США.
От сверхзвуковых ПКР до гиперзвуковых – всего одна ступенька. Правда, качественного характера. И сейчас шаг на эту ступень сделан. В России разработана и проходит испытания гиперзвуковая ПКР с традиционным «полудрагоценным» названием – «Циркон». Сведений о ней практически нет. Можно предположить, что это гиперзвуковая ракета оперативного назначения с дальностью 300–400 км.
Поступление «Циркона» на вооружение ожидается через несколько лет. Одновременно создается гиперзвуковая российско-индийская ПКР «БраМос-2». Учитывая, что первый «БраМос» практически идентичен экспортному варианту «Оникса», то, вероятно, новая ракета будет упрощенной версией «Циркона».
Может быть, какую-то информацию о данных работах мы узнаем в результате очередного «контролируемого слива» – как это случилось с неизвестными до недавнего времени ракетами «Лайнер» и «Авангард».
Гиперзвуковые скорости
Гиперзвуковыми, согласно общепринятому определению, называются скорости от 4–5 Махов (5М), то есть от четырех-пяти скоростей звука и выше. На «гиперзвуке» скорости режим полета отличается от более низких сверхзвуковых. Например, вокруг летательного аппарата возникает ионизация воздуха. Работают тут только ракетные двигатели и так называемые гиперзвуковые ПВРД со сверхзвуковым горением топлива.
Работы по созданию гиперзвуковых крылатых ракет, самолетов и управляемых боевых блоков идут очень давно. Но из разряда опытных разработок так и не вышли. Хотя зенитные управляемые ракеты – вроде ракет ЗРК С-300 и С-400 – летают на гиперзвуке, но недолго.