11–14 мая Россию с официальным визитом посетит президент Пакистана Асиф Али Зардари. Руководители этой страны нечастые гости в Кремле – именно поэтому такое событие привлекает особое внимание аналитиков и экспертов. К тому же сейчас особенный случай – о решении приехать в Москву пакистанский президент объявил через несколько дней после ликвидации (по американской версии) Усамы бен Ладена.
Тот факт, что американский спецназ якобы нашел бен Ладена на территории Пакистана, резко осложнил отношения Исламабада и Вашингтона. Ранее Зардари планировал посетить США, но теперь, по мнению аналитиков, это невозможно. А объявленное 9 мая решение Барака Обамы отказаться от визита в Пакистан накалило ситуацию до предела.
В Кремле прекрасно понимают, что Исламабад может окончательно потерять поддержку Вашингтона. Как считают эксперты, в этом случае Пакистану будет необходимо примкнуть к другому центру силы и Россия может предложить ему членство в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В Индии и Китае тоже внимательно следят за визитом президента Пакистана в Москву. Как считают индийские и китайские аналитики, эта встреча нужна Москве для решения нескольких проблем. Первая – Кремль хочет более детально вникнуть в суть переговоров между США и Пакистаном по ситуации в Афганистане. Возможный вывод оттуда американских войск способен развязать руки исламским фундаменталистам, которые нанесут удар по Средней Азии, а этот регион Россия рассматривает как зону своего влияния.
Вторая – Москву сильно беспокоят возможные попытки Вашингтона спровоцировать в Средней Азии так называемые арабские жасминовые революции. В случае их успеха американцы могут воспользоваться возникшей благоприятной ситуацией для ведения так называемой Большой игры – Вашингтон явно хочет распространить влияние НАТО на этот регион. Российское руководство наверняка захочет услышать от Зардари слова о понимании и помощи со стороны пакистанских властей в разрешении такого рода проблем.
Третья – переговоры пройдут на фоне войны в Ливии. События в этой африканской стране продемонстрировали, что, несмотря на объявленную перезагрузку, подход Б. Обамы к мировой политике начинает напоминать эпоху Дж. Буша. Своими односторонними решениями НАТО оттесняет ООН далеко на задний план. К этому можно добавить вновь всплывший вопрос о ПРО США в Европе – на прошлой неделе Румыния объявила о согласии разместить эту систему на своей территории. Так что для Москвы возможная поддержка в ООН большой азиатской страны будет совсем не лишней.