Межгосударственный авиационный комитет (МАК), как уже сообщали "Аргументы.ру", сегодня попытался поставить окончательную точку в деле авиатрагедии под Катынью.
Напомним: самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Расследование авиакатастрофы проводилось технической комиссией МАК.
Председатель комитета, Татьяна Анодина, поведала сегодня о неких ключевых моментах, которые проясняют положение дел и являются ответами на некоторые вопросы польской стороны, возникшие после расследования проведенного ранее.
Расшифровкой переговоров пилотов польского Ту-154 занимались лично знавшие их польские эксперты.
"Вскрытие речевых самописцев было произведено в присутствии польского военного прокурора. Самая трудоемкая работа технической комиссии по идентификации голосов проводилась именно польскими специалистами, лично знавшими членов экипажа", - цитирует Анодину РИА "Новости". Она так же отметила, что эксперты "находились в очень сложном морально-психологическом состоянии, слушая голоса своих погибших товарищей".
Честно говоря, в ходе дальнейшего рассказа председателя МАК могло создаться впечатление, что у поляков было гораздо больше шансов разбиться, чем наоборот. Системными причинами катастрофы признаны недостатки в организации летной работы, подготовке экипажа и обеспечении полета.
"В организации выполнения особо важного полета имели место существенные недостатки в части формирования и подготовки экипажа, контроля готовности к полету и выбора запасных аэродромов. Вылет был произведен без наличия у экипажа фактической и прогнозируемой погоды в аэропорту назначения и актуализированной аэронавигационной информации", - заявила Анодина.
Между тем, самолет перед вылетом из Варшавы был исправен, отказов самолета, двигателей и его систем в полете не было, равно как и пожара, взрыва и разрушений в воздухе до столкновения с препятствиями.
Присутствие "до последнего" в кабине экипажа главкома ВВС Польши и "ожидаемая реакция "главного пассажира" оказали сильное психологическое воздействие на летчиков. Они снижались в условиях неоправданного риска, ибо у командира была цель "сесть во что бы то ни стало". Непосредственной причиной катастрофы признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром. Естественно, такое решение породили вышеуказанные "руководящие" факторы. Уже потом судмедэксперты обнаружили в крови главкома ВВС 0,6 промилле алкоголя.