8 июня Россия официально подтвердила факт задержания военнослужащих, подозреваемых в краже кредитных карточек с места крушения польского Ту-154 с президентом Лехой Качиньским. Интересно, что скандал разразился только сейчас, спустя два месяца после трагедии. Это объясняется просто – 20 июня в Польше состоятся внеочередные президентские выборы.
Еще совсем недавно опросы польских избирателей показывали, что спикер Сейма (ныне и. о. президента) Бронислав Коморовский легко выиграет выборы уже в первом туре.
Сейчас же многие аналитики оценивают вероятность второго тура в 80%. На такое изменение политических пристрастий поляков сильно повлияла гибель Леха Качиньского. Вместо него в выборах решил принять участие Ярослав Качиньский – брат-близнец покойного.
Многие поляки были потрясены гибелью президента и его жены. Несомненно, это прибавит голосов Ярославу. Ситуацию усугубляет и то, что, по мнению наблюдателей, Б. Коморовский не понимает, как надо вести избирательную кампанию. Критиковать покойного президента он не решается – о мертвых в Польше не принято говорить плохо. Активно полемизировать с его братом тоже не получается. Тот вообще не ведет избирательную кампанию – за него выступает пресс-секретарь.
При этом штаб Я. Качиньского начал разыгрывать тему несамостоятельности Б. Коморовского, его зависимости от премьер-министра Польши Дональда Туска. Активно пропагандируется тезис, обращенный к избирателям: «Если выберете Коморовского, то польская политика утратит самостоятельность и станет похожа на украинскую и российскую».
Видимо, для того чтобы переломить ситуацию, польскими властями было принято решение опубликовать расшифровку данных речевых самописцев самолета Ту-154, разбившегося под Смоленском. Из нее косвенно следует, что погибший президент мог оказывать давление на экипаж. Впрочем, Ярослав Качиньский тут же заявил, что следствию эти стенограммы ничем не помогут.