Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → ВПК № 28(218) от 22.07.2010

Новая старая броня

БТР XXI века в России пока нет, зато имеющийся прошел серьезную модернизацию

, 22:12

Недавние заявления первых лиц российского военного ведомства, в том числе начальника вооружения Вооруженных сил, заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Поповкина – об отказе от закупок ряда образцов бронетанковой техники, оставили несколько неоднозначное впечатление. Если одни решения руководства Минобороны выглядят вполне логично, то другие вызывают недоумение.

Владимир Поповкин, напомним, заявил, что Минобороны не будет покупать БТР‑80, поскольку для выхода десанта из этой машины предназначаются боковые двери и бойцы не могут покидать ее на ходу.

Однако свой ответ на вопрос, какое расположение люков для десанта удобнее на такой войне, сами солдаты дали еще в Афганистане – с той поры наша пехота ездит на боевых машинах исключительно «верхом».

По имеющимся данным, разработка БТР нового поколения в России ведется ускоренными темпами. Но пока его нет, стоит обратить внимание на модернизацию БТР-80. Тем более что такая машина уже есть. Речь идет о БТР‑82 и БТР‑82А. Они созданы коллективом Военноинженерного центра (ВИЦ) и готовятся к серийному выпуску на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ). В настоящее время совместная комиссия, в которую входят разработчики, представители предприятияпроизводителя, заказчика и научных организаций ГАБТУ, приступила к завершающей фазе типовых испытаний.

Недавно на полигоне АМЗ состоялась публичная премьера БТР‑82 и БТР‑82А, которые до сих пор «живьем» видел лишь очень ограниченный круг лиц, включая премьер‑министра Владимира Путина.

Первое, что бросается в глаза, – это унифицированный боевой модуль вместо прежней башенки. В варианте БТР‑82 в нем установлен классический пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, а в варианте БТР‑82А – 30‑мм автоматическая пушка 2А72. Оба варианта предусматривают и наличие спаренного 7,62‑мм пулемета ПКТМ. За счет применения стабилизатора и электроприводов экипаж получил возможность вести прицельный огонь на ходу. По оценке разработчиков, эффективность стрельбы возросла приблизительно в 2,5 раза.

Важно отметить, что на БТР‑82 боекомплект остался прежним – 500 патронов. Но вместо 10 коробок с лентами по 50 патронов, как было на БТР-80, появилась система питания с единой лентой, то есть наводчику больше не надо перезаряжать пулемет после каждых 50 выстрелов.

Наводчик получил в свое распоряжение комбинированный прицел ТКН‑4ГА со стабилизацией поля зрения. Он, по словам главного конструктора ВИЦ Юрия Королева, позволяет осуществлять дистанционный подрыв 30‑мм снарядов. Разработка боеприпасов такого типа близится к завершению. Принятие их на вооружение позволит заметно повысить возможности отечественной бронетехники по поражению живой силы противника, находящейся под прикрытием складок местности или в окопах.

На машины устанавливаются системы топографического ориентирования «Трона-1» и комбинированные приборы наблюдения командира ТКНАИ. Этот прибор снабжен лазерной активноимпульсной подсветкой и позволяет обнаруживать противника на расстояниях до 3 км, исключает демаскирующие признаки инфракрасных прожекторов. «Трона-1» предназначена для определения текущих координат машины и отображения места ее расположения на электронной карте местности. Она имеет автономный и спутниковый каналы для получения навигационной информации.

Конструкторы ВИЦ серьезное внимание уделили повышению уровня защиты экипажа и десанта, постаравшись выжать все что можно из базовой конструкции без серьезного увеличения массы машины. Внутренние поверхности бронекорпуса, например, обшиты противоосколочным подбоем, представляющим собой многослойный синтетический материал типа кевлара. Он задерживает вторичные осколки при пробивании брони и исключает возможность рикошета пули от бортов.

На БТР-82(82А) устанавливается система кондиционирования воздуха. Она также обеспечивает оптимальные условия работы электронных устройств и приборов.

Оснащение новым оборудованием увеличило массу по сравнению с базовым БТР-80 приблизительно на тонну. Для сохранения высоких показателей подвижности на них установлены новые двигатели мощностью 300 л.с. Они на 85% унифицированы с серийными моторами, предназначенными для армейских грузовиков КамАЗ семейства «Мустанг». Совершенствование подвески и установка амортизаторов повышенной энергоемкости обеспечили плавность хода и позволили увеличить среднюю скорость движения машин по пересеченной местности до 45 км/ч.

Подвижность модернизированных машин на пересеченной местности, продемонстрированная в ходе показательных заездов на полигоне АМЗ, действительно выглядит весьма впечатляюще. В частности, бронетранспортеры без труда выполняли подъем и спуск с холма, крутизна которого на глаз сопоставима с 40%‑ным тарированным подъемом Дмитровского автополигона.

По мнению представителей ВИЦ, оснащение мотострелковых подразделений и частей Российской армии бронетранспортерами БТР‑82 и БТР‑82А поможет обеспечить паритет с однотипными формированиями стран НАТО. Внедрение противоосколочного подбоя и противоминных ковриков вряд ли заставит российскую пехоту спрятаться под броню. Но от подрыва на фугасе, сделанном из 122‑мм снаряда, даже танк получит существенные повреждения. А вот возможность вести прицельный огонь с ходу и расширение потенциала БТР для действий в темное время суток на Северном Кавказе, думается, оценят по достоинству.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram