Стратегия национальной безопасности США, которую в конце мая утвердил президент Барак Обама, декларирует существенное изменение внешней политики и политики безопасности Соединенных Штатов.
Новый взгляд на окружающий мир
Стратегия Обамы – это стратегия национального обновления и глобального лидерства США. Главное внимание в документе уделено укреплению самой основы силы и влияния Америки в мире, то есть экономике и финансам, образованию, инновациям. Таким образом, под национальной безопасностью США подразумевается не только физическая безопасность их территории, но главным образом способность Америки оставаться мировым лидером на ключевых направлениях прогресса.
В отличие от Буша, считавшего, что для США в мире нет ничего невозможного, и просчитавшегося в этом, Обама признает: вызовы современности таковы, что ни одна страна не может справиться с ними в одиночку. Там, где Буш уповал на силу Америки, Обама делает ставку на способность выстраивать коалиции и становиться их лидером. В экономике от «Восьмерки» он движется к гораздо более представительной «Двадцатке», от «пятерки» ядерных держав – к форуму по ядерной безопасности с участием двух дюжин мировых лидеров.
Пять важнейших направлений
В Стратегии перечислены приоритеты национальной безопасности США. На первом месте стоит предотвращение применения оружия массового уничтожения, а также недопущение его дальнейшего распространения. Особую тревогу в этой связи по-прежнему вызывают Иран и Северная Корея.
Вторую строчку занимают ликвидация «Аль-Каиды» и разгром ее союзников. США рассчитывают в 2010–2011 годах переломить в свою пользу военную ситуацию в Афганистане, укрепить не только позиции кабульского правительства, но и сами основы афганского государства – армию, полицию, администрацию, суды с тем, чтобы с середины 2011 года начать вывод американских войск из этой страны.
Третьим приоритетом названы оздоровление глобальной экономики и мировых финансов и возвращение к устойчивому экономическому росту.
Одним из самых сложных и деликатных вопросов американской внешней политики является вопрос о ценностях. Это четвертый (по счету) приоритет. Администрация Буша, исповедовавшая поначалу откровенно «реалистический» подход к международным делам, впоследствии исходя из политической целесообразности объявила о линии на «продвижение демократии» во всем мире. Притом что помимо риторики такая линия мало что несла с собой. В этой связи Белый дом упрекали в лицемерии, циничных разменах, когда права человека за рубежом приносились в жертву тем или иным геополитическим и экономическим интересам.
С точки зрения Обамы, основополагающие ценности универсальны, они способны сделать каждую нацию лучше и не подрывают национальную идентичность.
Наконец, пятым важнейшим приоритетом США названо укрепление международного порядка как самостоятельной ценности, а не только как инструмента продвижения интересов США. У китайцев авторы Стратегии национальной безопасности США заимствовали определение структуры современных международных отношений: одна глобальная держава (США) плюс несколько центров влияния. В этой группе находятся Европейский союз, Россия, Китай и Индия. Обама заверяет, что Соединенные Штаты намерены углублять сотрудничество с центрами влияния XXI века, идя от общих интересов к совместным действиям.
О России в этой связи сказано подчеркнуто уважительно. Отмечается, что она вернула себе важные международные позиции и ее голос окреп. Утверждается, что «в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия, уважающая международные нормы».
Важнейшая область американо-российского сотрудничества – ядерная: на долю двух стран приходится 95% ядерных вооружений, имеющихся в мире. Главная совместная цель – недопущение распространения ядерного оружия.
Концепция «умной силы»
Из всех регионов мира Белый дом сегодня отдает безусловный приоритет Азии. В то же время Вашингтон намерен «внимательно отслеживать военную модернизацию КНР и ее влияние на интересы США и их союзников». Соединенные Штаты намерены побуждать КНР и Тайвань к снижению напряженности. Правильный выбор Пекина будет по достоинству оценен, отрицательные последствия неправильных шагов, надо полагать, в Китае также почувствуют.
Демократическая Индия видится стратегическим партнером США, а ее ответственное возвышение – примером для других «поднимающихся» государств. В числе последних американские стратеги выделяют Индонезию, Бразилию и ЮАР.
Несмотря на то что Америка с самого начала столетия ведет две войны, военная сила, с точки зрения Обамы, – не панацея. «Перебор» с применением силы подрывает позиции США, формирует в сознании международного сообщества имидж Соединенных Штатов как милитаристского государства, вбивает клинья между ними и теми, кто преследует те же цели, что и Америка, но расходится с ней в отношении средств их достижения.
Применение силы допускается: 1) когда несиловые средства исчерпаны, 2) после сравнительной оценки цены действия и бездействия, 3) при международной поддержке – со стороны НАТО и СБ ООН. Тем не менее Обама не отказывается от возможности осуществлять односторонние силовые акции. Его Стратегия лишь требует, чтобы такие акции проводились с соблюдением международных стандартов.
Сила притяжения, считают в окружении 44-го президента США, превосходит силу принуждения. Здесь популярна концепция «умной силы» – smart power, которая включает «жесткую» и «мягкую» силу и соответствующий разнообразный инструментарий: вооруженные силы, дипломатию, помощь развивающимся странам, разведку, правоохранительные органы, а также – на негосударственном уровне – частные фонды и неправительственные организации, усилия отдельных граждан и т.п.
Очевидные трудности
Прежде всего бросаются в глаза существенные, принципиальные отличия от стратегии Буша-младшего. Конкретно речь идет о следующем:
– отказ от борьбы с терроризмом в качестве организующего принципа внешней политики США;
– признание сложности современного мира и ограниченности американских возможностей;
– упор на необходимость «ремонта Америки»;
– признание глобальной взаимозависимости и множественности центров влияния в мире, установке на взаимодействие с ними на основе имеющихся общих интересов;
– приоритет норм и институтов, лежащих в основе международного порядка;
– заявка на лидерство США вместо их гегемонии.
Каковы шансы президента Обамы и его администрации на успех во внешних и военных делах? Трудности более чем очевидны.
Ирак, из которого США вскоре начнут выводить войска, пока еще далек от политической стабильности. С началом ухода американских войск внутренние противоречия в этой стране могут обостриться. В Афганистане по-прежнему сохраняется тяжелая обстановка. Запланированная на ближайшее время операция в Кандагаре станет проверкой правильности военной стратегии Вашингтона в «сердце Азии». Если поставленных целей не удастся достигнуть, перед Обамой встанет дилемма: оставаться в Афганистане, несмотря на все более очевидную бесперспективность войны, либо уходить, предоставив талибам праздновать победу.
Ключевой проблемой региона доныне является стабильность Пакистана, постоянно подвергающаяся испытаниям и со стороны террористов. Не следует забывать: речь идет о ядерном государстве, находящемся в очень сложных отношениях с соседней ядерной державой – Индией.
Самым тяжелым экзаменом для Обамы, вероятно, станет ситуация вокруг ядерной программы Ирана. Лауреат Нобелевской премии мира не горит желанием вразумить Тегеран при помощи военной силы. И вместе с тем он вряд ли захочет стать тем президентом, при котором Иран превратится в ядерную державу.
Стремиться к сотрудничеству
Что делать в этой связи Москве?
Нужно перестать бояться Америку – оснований для страхов в подходе нынешней администрации нет никаких – и пойти на более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами там, где это отвечает интересам РФ.
Стоит помнить, что Америка – важнейший внешний ресурс российской технологической модернизации. Кроме того, отношения с США – своего рода «золотой ключик» на других первостепенных направлениях: европейском и японском. Российско-американское сотрудничество в сфере нераспространения ядерного оружия – основа партнерства с США в области безопасности. Обсуждаемая сейчас идея создания совместной ПРО – проект, способный перейти от стратегической враждебности, унаследованной от холодной войны, к стратегическим взаимоотношениям сотрудничества.
В случае вероятной – на сегодня – победы Обамы на выборах 2012 года нужно реализовать «программу-максимум», создав «несгораемую сумму достижений» на момент прихода в Белый дом следующей администрации. Это потребует серьезных усилий – в основном внутри России – для привлечения в страну американских инвестиций, развития сотрудничества в сфере науки и образования, реализации идеи российско-американского Тихоокеанского партнерства, в результате которых нынешние заявления администрации США о заинтересованности в сильной и современной России окажутся подкрепленными материальными интересами.