Заявление новоназначенного первого вице-премьера Дениса Мантурова о том, что сегодня нужно осуществить поворот от абсолютно рыночной промышленной политики к политике обеспечения технологического суверенитета нужно рассматривать на фоне характерных высказываний российских чиновников высшего ранга за последние 25 лет.
Начнём с письма помощника президента РФ по экономике А. Лившица правительству В. Черномырдина от 3 апреля 1995 года. «К сожалению, в последнее время наметилась крайне опасная тенденция бездумного лоббирования интересов отечественного авиастроительного комплекса со стороны правительственных структур. Просим поддержать вопрос о недопустимости серийного запуска самолёта Ту-204 на российские авиатрассы и о продолжении приобретения в лизинг передовых образцов западной авиатехники».
А вот что сказал в интервью газете «КоммерсантЪ» министр Виктор Христенко в 2009 году: «Мы... пока не видим для себя машину класса Ил-96, которую можем вывести на рынок и которая будет на 15% лучше, чем самолёты, которые сегодня есть. Семейство Ил-96 постепенно сойдёт на нет, и заменить его нечем».
Поэтому последнее заявление Мантурова означает, что владение собственными технологиями стало важнее рыночного беспредела, с которым носились наши чиновники все последние 30 лет. Наконец припекло. Одним словом, что-то начало меняться, и не только в оборонке, где уже с 2008 г. финансирование осуществляется на госуровне, как было в Советском Союзе. Это после событий в Грузии, когда В. Путин возглавлял правительство России, финансирование оборонки поставили, вернее, вернули на государственные рельсы. До этого приходилось делать «Булаву» на займы в коммерческих банках, а правительство расплачивалось уже за готовый госзаказ.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».