> В свой 100-летний юбилей российская авиация возрождается - Аргументы Недели

//Туризм Авиа, ж/д транспорт 13+

В свой 100-летний юбилей российская авиация возрождается

8 февраля 2023, 14:22 [ «Аргументы Недели» ]

9 февраля исполняется 100 лет российской гражданской авиации. В марте 1923 года учредили общество «Добролёт», ставшее предвестником «Аэрофлота». А первому в мире настоящему пассажирскому самолёту в этом году исполнится 110 лет! И он – российский. Позже отечественная гражданская авиация смогла удивить мир множеством достижений, но первенство осталось за Российской империей, за Россией.

В 1920–1930-х гг. шло бурное развитие отечественной авиационной промышленности. Сейчас бы сказали: из-за санкций, а тогда это называлось «экономической блокадой» юной Советской республики. Выход был один – делать свои самолёты. На первый чисто советский самолёт собрали деньги красные латышские стрелки! Самолёт назвали АК‑1 (Александров–Калинин), вышел он на линии в 1924-м. Во весь борт надпись: «Латышский стрелок».

К пассажирской авиации самое прямое отношение имеет даже «король истребителей» Николай Поликарпов. По проекту авиаконструктора построен в 1925 г. пятиместный ПМ-1 (фюзеляж и крыло сделаны полностью из дерева и фанеры!), который совершал перелёты на линиях Москва – Ленинград и Москва – Берлин.

Затем появился восьмимоторный туполевский гигант АНТ-20 «Максим Горький» – до 70 пассажиров. С ним могли по размерам и грузоподъёмности конкурировать только отдельные гидросамолёты США и Германии.

Был ещё один легендарный самолёт в ГВФ (Гражданский воздушный флот) и РККА – Ли-2. До прописки в СССР – Douglas DC-3, в народе «Дуглас», у нас ПС‑84, пассажирский самолёт завода №84, и позже Ли-2. Сказать, что это иномарка, язык не поворачивается – в 1936 г. группа наших авиационных специалистов под руководством начальника ЦАГИ Николая Харламова подписала в США контракт с компанией Douglas Aircraft Company. В контракте были прописаны покупка лицензии на производство самолётов, приобретение готовых бортов (17 в полной готовности и один в разобранном виде), стажировка на заводах компании советских инженеров и конструкторов. Сейчас, спустя десятилетия, можно утверждать, что выбор был сделан достойный. Как с «Жигулями» много позже. Надо сразу отметить – покупалась лицензия, а не полный цикл производства со станками «под ключ». Можно уверенно утверждать, что этот самолёт на долгие годы стал основой гражданской авиации страны. Нашим конструкторам пришлось много дней и ночей провести над кульманами, чтобы из DC-3 получился отечественный ПС-84 и его десятки модификаций.

Ил-14 – последний пассажирский лайнер с поршневыми двигателями. Но он достаточно долгое время был основным магистральным самолётом гражданской авиации страны. Выполнял рейсы и за рубежи нашей родины, и в глухие уголки Сибири, Дальнего Востока. В Антарктиде – чемпион. В его честь и с жирным намёком на его возможности «Ильюшин» сделал турбовинтового наследника – Ил‑114.

Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».

ПВ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте